Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Окт 23, 2014 8:27 pm Заголовок сообщения: Электрожезловой аппарат системы Трегера
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья!
Давно обещал показать поподробнее свой электрожезловой аппарат, но все никак не доходили до него руки. Ну что же, исправляюсь...
Сразу же оговорюсь, что не являюсь специалистом в области электрожезловой системы. Возможно буду называть неправильные термины и названия элементов прибора, а также неверно объяснять их работу. Уж прошу, не кидайтесь в меня ржавыми костылями я только учусь!
История о том, как этот замечательный прибор у меня появился рассказана мною сдесь:
http://kokarda.zbord.ru/viewtopic.php?t=135
Аппарат был законсервирован, все жезлы из него были изъяты, смазаны солидолом и сложены в карман, внутри аппарата. К сожалению, как ни печально, но за годы хранения в неотапливаемом сарайчике на аппарате потускнела и облупилась краска, а кое где появилась и ржавчина. В остальном и целом - состояние его вполне рабочее. Когда я привез аппарат в Москву, и понемногу отмыл его от грязи снаружи, встал вопрос, как это сделать изнутри. Вот тут была полная засада - как добраться до внутренностей аппарата я себе сначала не представлял. Наткнулся в интернете на людей с аналогичными проблеммами:
http://scbist.com/ekskurs-v-istoriyu-zheleznyh-dorog/3569-remont-elektrozhezlovogo-apparata.html
Планировался ремонт аналогичного аппарата, вот только работники музея не знали как добраться до его внутренностей. То что им посоветовали - полная бессмыслица. Зачем советовать, если сам не знаешь как? Ничего в аппарате высверливать не нужно, тем более с лицевой стороны. Диск на лицевой стороне аппарата - всего лишь круглая накладка, на которой установлен паз-ручкоятка для извлечения и установки в аппарат жезлов, а так же вспомогательная рукояточка, чтобы проворачивать механизм было удобней. За ним глухая стенка с прорезью для хода жезлов и только.
А аппарат вскрывается так:
В верхнем правом углу аппарата есть защелка, со сквозной дырочкой для опломбирования
Защелка сдвигается вбок, вот так:
А дальше, вся верхняя панель аккуратно вытягивается "на себя", вот так:
Вот что получилось:
Теперь изымается боковая панель. Для удобства сверху у нее имеется рукояточка-шарик. Панель поднимается вверх.
Как правило, для обслуживания аппарата хватает и этого. Именно сняв эти две панели работник СЦБ докладывает или изымает из аппарата жезлы.
Однако, для того, чтобы добраться до электросхемы аппарата, нужно снять и заднюю крышку.
Снимается она так же как и боковая, вверх.
Крышки аппарата:
На крышке с задней стенки, с внутренней стороны приклеен лист с электросхемой подключения жезловых аппаратов:
А вот, что у него внутри:
На заглушке с кодовой прорезью - маркировка "А", собственно, как и на жезлах.
А вот на лицевой панели у моего аппарата литера "К" - скорее всего, когда несколько аппаратов консервировались, панельку просто перепутали.
собственно сами жезлы:
На каждом из них привинчена латунная табличка, с обозначением перегона, к которому принадлежит данный жезл. В моем случае - жезловой аппарат и жезлы с моей родной станции Белый городок ОКТ ж.д. перегон - Белый городок - Скнятино.
Ныне, станции Скнятино не существует. осталось только о.п.
Помимо этого, каждый жезл дополнительно пронумерован:
_________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Последний раз редактировалось: Vilexon (Чт Окт 23, 2014 8:33 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Жезлы, в электрожезловом аппарате принадлежат к одной из серий. Будучи выточенными из железного цилиндра, они, на задней кромке имеют проточку, находящуюся на разном уровне от торца жезла, в зависимости от серии)
Жезл "чужой" серии невозможно вложить в электрожезловой аппарат.
Сами жезловые аппараты любой серии абсолютно по внутреннему устройству схожи, все их детали взаимозаменяемы. Отличаются аппараты разных серий только вкрученными круглыми заглушками, с маркировкой серии. Внутри заглушки проточка с выступом. Если жезл для аппарата "родной" - он безпрепятственно пройдет по проточке, по направляющему желобку, а если жезл будет принадлежать чужой серии - проточка на нем не совместиться с выступом на пробке-заглушке с кодовой прорезью - и аппарат невозможно будет провернуть на вложение жезла.
Жезлы, вкладываемые в механический затвор, расположеный на лицевой стороне аппарата, захватываются (благодаря кольцевым выступам на их корпусе), в фигурные прорези на поворотных дисках.
На фото видно и их, и вложенный в механический затвор жезл.
Проворачиваясь вокруг своей оси, диски доставляют жезл либо в накопитель, с фигурной прорезью, внизу аппарата, либо в окно выдачи. При отсутствии тока, все три диска заблокированы электромагнитным затвором - на самих дисках есть прорези, в которые опускаются металлические подпружиненные стопоры, которыми управляет затвор.
При выдаче жезла - разблокируются и работают все три затвора, при вложении - крайние, так как фигурный вырез на среднем поворотном диске выполнен таким образом, что блокируется затворами лишь при провороте "на выдачу" - в обратную сторону, "на вложение" работает без стопора.
Теперь, как это все работает...
Поворотные диски фиксируются затворами, которыми управляют рычаг автоматического переключения (Рычаг автомат). Он подпружинен, замыкает верхний, или нижний контакт, разблокирует крайний правый (самый большой поворотный диск) а так же магнитный электроиндуктор.
Непосредственно сам магнитный электроиндуктор - разблокирует средний диск, и крайний левый. Посредством подпружиненной тяги, он так же непосредственно управляет рычагом автоматического переключения.
Магнитный электроиндуктор отвечает за прием, выдачу жезлов, а так же блокирует соседние аппараты, при изъятии из одного из них жезла, до того момента, пока жезл не будет вложен в связанный соседний аппарат на другой станции.
Поворотные диски не раздельны - они представляют собой одну (кажется) деталь, работают все вместе. Описываю их работу по отдельности только для удобства!
Работа подвижных частей электромагнитного затвора магнитного электроиндуктора и рычага автомата переключателя.
К сожалению, у меня нет индуктора, (коробочка с ручкой, ставящаяся между двумя электрожезловыми аппаратами), а тем более второго жезлового аппарата, так что чтобы показать работу моего аппарата на практике. Чтобы вкладывать в аппарат или изымать жезлы, приходиться идти на некоторые хитрости.
Чтобы разблокировать крайние диски, под контактор рычага переключателя поставил пластиковую пробку
а левый диск, управляемый непосредственно электромагнитным затвором магнитного электроиндуктора, аккуратно отжал жалом отвертки:
При необходимости изъятия жезла, средний диск разблокируется полулунным фиксатором затвора магнитного электроиндуктора - его надо просто повернуть влево до щелчка.
В таком открытом положении он зафиксируется.
После проворота дисков при изъятии или вложении жезла, стопоры затвора сами встанут на свои изначальные места.
на задней стенке аппарата смонтирована нехитрая проводка. Провода в матерчатой изоляции, места пайки и контактов прокрашены, все очень аккуратно. Проводка идет по внешней стенке аппарата в защитной трубке-кожухе. На фото видно так же колесико вилки доводчика жезлов.
Для изъятия жезла, нужно поднять его по фигурной прорези жезлонакопителя к жезлоприемщику. Поворотный наружный кожух нужно провернуть так, чтобы он был точно под жезлоприемщиком.
Далее нужно прокрутить колесо вилки доводчика жезлов, и жезл, подхваченный направляющей с щелчком запрыгнет в ручку-кожух.
Жалее поворотный кожух следует провернуть в сторону окна выдачи/приема жезлов механического затвора. Подразумевается, что если диск начал проворачиваться, то аппарат находиться в рабочем состоянии, и его внутренние поворотные диски разблокированы. Но поскольку у меня нет индуктора, провернув наружный кожух-диск немного вперед,
механизм упрется в затвор среднего поворотного диска. В условиях реальной эксплуатации, затвор на среднем диске не допускает изымать жезлы в том случае, если аппарат стоит на их прием, и наоборот. В моем случае - затвор нужно просто отвести до щелчка, как я описывал выше.
После этого, проворачивая внешний кожух-диск дальше, вплоть до его остановки у внешнего окошка механического затвора.
После этого, нужно довернуть до конца колесико вилки доводчика жезлов, и жезл со щелчком высвободиться из под кожуха:
После этого жезл из аппарата можно изымать.
Вкладывание жезла в аппарат ничем принципиальным не отличается от изъятия.
Жезл вкладывается в механический затвор,
колесиком вилки доводчика пользоваться не надо, жезл свободно проталкивается в поворотный кожух рукой:
Дальше,диск проворачивается вниз, при разблокированных крайних поворотных дисках. Средний диск разблокировать не нужно - фигурный вырез на нем таков, что при приеме жезла, и провороте дисков в обратную сторону он не фиксируется.
Далее внешний поворотный кожуж проворачивается вместе с жезлом (и с поворотными дисками) вниз, к приемщику жезлонакопителя. Чтобы изъять жезл из кожука, достаточно нажать пальцем на него сверху, через специальное круглое окошко на поворотной-ручке-кожухе. Жезл свободно падает в жезлонакопитель. Развинчивающиеся, двойные жезлы (жезл-путевка) попадают в круглую прорезь жезлонакопителя. Обычные жезлы - в зиг-загообразную.
Вот на этом, уважаемые коллеги пока все. Как умел рассказал. Буду благодарен за поправки и дополнения от знающих людей. Все-таки ЭЖС для меня тема достаточно неизученная... _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Замечательная коллекция жезлов! Все в хорошем состоянии.
А это ведь жезлы от аппарата Трегера?
Интересно, не знал, что у некоторых серий разная форма шляпки, где стоит буква. _________________
Если быть до конца правильным, то каждая шляпка разных серий имеет свою форму. На фото они различимы за сключением серии М и Р. У М это равносторонний восьмигранник, а у Р - круг с отсеченным сегментом. Кроме "фигурных" шляпок встречались и просто круглые шляпки без каких либо рельевностей. Мое предположение, что это были универсальные заготовки, в которых на месте уже по мере необходимости протачивали желобок на необходимом расстоянии в зависимости от серии и набивали соответствующую литеру, например, утерянных или неисправных жезлов.
Напоминает как на сигнальных патронах в армии . На верхней заглушке одна, две, три шишки от разницы в цвете ракеты . Тут может тоже что бы в темноте не путать . Достаточно знать литеру и форму шляпки . Или этому есть другое объяснение ?
Напоминает как на сигнальных патронах в армии . На верхней заглушке одна, две, три шишки от разницы в цвете ракеты . Тут может тоже что бы в темноте не путать . Достаточно знать литеру и форму шляпки . Или этому есть другое объяснение ?
в довоенной литературе при описании данных аппаратов так и писалось-различные по форме пластинки ,укрепленные на конце жезла , позволяющие даже наощупь отличить жезл одного перегона от жезла другого перегона ....
однако в книге уже послевоенной ( 1948 года) при описании уже ссылаются на то , что шляпки в последнее время применяются однородные ...
Если это правда- ощутить на ощупь- то это невероятно! Невероятно, что такое могло быть в официальной литературе. И про однородность тоже. Вроде до последних серий аппаратов 59г все шляпки разные. Были и без букв в принципе, но это другая тема. Думаю Антоний может более подробнее осветить эту тему.
Если это правда- ощутить на ощупь- то это невероятно! Невероятно, что такое могло быть в официальной литературе. И про однородность тоже. Вроде до последних серий аппаратов 59г все шляпки разные. Были и без букв в принципе, но это другая тема. Думаю Антоний может более подробнее осветить эту тему.
про однородность меня самого смутило , а вот про определение наощупь реально из технического справочника транспортника 1935 года ...
обе книги живьем у меня-могу сканы сделать этих мест...
p.s я шибко не рылся в кол-ве типов жезлов , но вроде как шесть основных выпускалось и по особому заказу был седьмой ....или я чего-то пропустил ?
Добавлено: Чт Янв 02, 2020 3:53 am Заголовок сообщения:
Из имеющихся у меня источников:
В книге Устройства СЦБ и их содержание Вахнин М.И 1943г.:
На сети советских ж.д. применяются 6 серий аппаратов и жезлов к ним (A,B,C,D,E,F). По особому заказу может быть изготовлена дополнительная серия К.
В книге Перегонные устройства СЦБ Вахнин М.И. 1947г.:
Обычно устанавливаются жезлы серии A,B,C,D. Серии Е и F остаются в запасе. При открытии новых разъездов усьанавливают жезлы запасных серий.
В 8 томе Технического справочника железнодорожника 1952 г.:
Жезловые аппараты применяют 8 серий, обозначаемых латинскими буквами A,B,C,D,E,F,K,M. Соответственно аппаратам устанавливается и 8 серий жезлов.
В книге Устройства СЦБ и их содержания Казаков А.А 1953г.:
Применяются 9 различных серий жезла, обозначенные буквами A,B,C,D,E,F,K,M,P
Посчет круглых шляпок:
В книге Устройства СЦБ и их содержание Вахнин М.И 1943г.:
...в последнее время в целях экономии цветных металлов намеченно все пластинки делать одинаковыми - круглыми, выточенными из стали.
Рискну предположить, что дальше планов дело не пошло. 1) В сети мне ни разу не встречались фото с полностью круглыми пластинками жезлов (разумеется, не серии С), лишь штучные экземпляры среди обычных жезлов. 2) В аппаратах 1949 года выпуска жезлы по прежнему "фигурные". Хоть и из цветного металла, в отличие от самого жезла.
Насколько я себе это представляю, пластинки изготавливали отдельно от жезлов литьем металла в формы, а потом "на горячую" посадку соединяли с жезлом.
Из невыясненного осталось откуда пошли картинки в книжках с жезлами серии А, Б, В и т.п. Где-то я слышал что изначально были именно такие планы. Но за истинность не ручаюсь.
Ну и в качестве мечт: где бы найти для моей подборки развинчивающийся жезл... Про всякие хитрые жезлы с прикрепленным к нему ключом от замка примыкания и мечтать не приходится.
А за текстовое подтверждение предназначение "фигурности" жезлов буду весьма благодарен!
про "однородность" пластин на жезлах
скан из книги Устройства СЦБ и их применение -1948 год
автор тот же-Вахнин ...однако упоминает он об этом совсем иначе чем в 1943 году ...лично я предположу , что попробовали -но кол-во выпущенных видоизмененных жезлов было очень мало и вернулись к старой конструкции как более удобной в плане визуализации
Проливает свет на устройство самих жезловых аппаратов, индукторов, телефонных переключателей, аппаратов ключа-жезла. Рассказывает о способах усовершенствования, ремонта и обслуживания. Ну и конечно же, способы подключения, установки и варианты организации движения при примыкании на перегоне и многопарковых станциях.
Добавлено: Вс Янв 05, 2020 4:38 am Заголовок сообщения:
Свершилось чудо, которого я так долго ожидал – в моей коллекции появился жезловый аппарат. И не один, как я желал изначально, а сразу два. И индукторы. И телефонный коммутатор. Почти вся электрожезловая система (не считая телефонных аппаратов собственно).
Далее постараюсь изложить всё предельно …
Историю о том, как ко мне пришла такая «радость», думаю, рассказывать достопочтенной публике нет никакого смысла, тем более что она до смеха проста и неинтересна. «Пошел в магазин и купил». Гораздо веселее было всё это хозяйство доставлять домой из соседнего города и поднимать на 3 этаж хрущёвки. Тело потом ликовало вместе с сердцем.
Аппараты встретили меня в весьма бодром виде, конечно же запылёнными и добро законсервированные солидолом.
Ранее не эксплуатировались. Внутри корпусов были вложены родные паспорта ( паспорт от телефонного переключателя был приделан на веревочку к рычажку) и провода, которых должно хватить от аппарата до индуктора.
Изначально мной преследовалась цель заполучить наиболее широкий спектр различающихся друг от друга устройств. Поэтому, я выбрал пару жезловых аппаратов серии А: 1949 и 1959 года. Индукторы же были только 1958 года, но при этом с разными по исполнению заводскими табличками.
Мелочь, а тоже заслуживающая внимания. Телефонный звонковый переключатель, даже при самых дерзких планах, мне бы понадобился только один.
Жезловые аппараты:
Жезловые аппараты, кроме внешней раскраски, имеют ряд технических различий. Из того, что бросается в глаза с первого раза:
1) Элетрозатвор на аппарате 49 года имеет подковообразную форму и, выглядит более сложно.
2) В механизме дисков и рычагов 59 года пропал один рычажок, который должен отвечать за невозможность поворота диска на 90 градусов при выемке жезла. Как я понимаю, он дублируется другими рычагами. Менее значительные отличия: Клеймо на литерной трубке – на аппарате 1949 года оно такое:
На аппарате 1959 года такое:
3) Отличается также и «жезлоприемник», который находится на защитном диске со звездой: Меж собой они отличаются более толстыми стенками и наличием «ушами» по обоим сторонам. Под ними находится ещё одна пара винтов, которые крепят жезлоприемник к защитному диску.
Теперь приступим к самому интересному – к более глубокому вскрытию. Сняв заднюю крышку обнаруживаю наклеенную схему подключения электрожезловой системе. Что примечательно, они тоже различаются
Дальнейшие изыскания решил проводить на аппарате 1958 года. Винтики у него откручиваются легче… Первое, до чего дотянулась отвертка – до литерной трубки. Два не сильно упрямых винта сдались без боя и, чуть с напрягом, литерная трубка открывает свои секреты.
Вот так она выглядит вживую. Пока ещё в смазке.
И, собственно, взаимодействие литерной трубки с жезлом. То, что не дает засунуть в аппарат жезл другой серии.
Амперметр, точнее миллиамперметр с аппарата 1949 года. До чистки и после.
Добавлено: Вс Янв 05, 2020 4:50 am Заголовок сообщения:
Далее шел долгий реверс-инжиниринг, напополам с матом и молитвами, но аппарат был разобран почти до элементарных частей.
Разобрать-то я его разобрал. А вот собрать оказалось очень непростой задачкой, но с этим я справился. Лишних деталей, что удивительно, не осталось.
Индуктор.
Если сильно не вдаваться в технические подробности устройства и предназначения, то выглядит он так:
Из удивительного для меня было наличие маленькой крышечки, которая скрывает основной винт, фиксирующий рукоятку к валу.
Так он выглядит в разборе
Телефонный переключатель.
Изначально был ну очень хорошо законсервирован, что даже спиртом пришлось пройтись раза три, не меньше. Но результат того стоит.
В разборе он выглядит так:
Ну и наконец, Жезлы.
Жезлы, не смотря на свою незамысловатую конструкцию, тоже отличаются: Жезлы 1949 года имеют шляпку из цветного металла, а жезлы 1959 уже, по всей видимости, из стали. Это очень хорошо заметно в сравнении:
Ну и как же не выложить все 30 жезлов из 2 аппаратов в красивую композицию?
В завершении, ещё немного про самое интересное – собрать все части в одну систему. Вооружившись схемой с задней крышки принялся за дело. Даже прикупил провод под «старину» в матерчатой оплетке. Получилось довольно антуражно.
Соединил всё как указано, с дрожью в руках, с потом на лбу кручу ручку и… ничего. От слова совсем. Перечитывая схему, ломая голову, где же я накосячил, волнуясь, а не спалил ли я чего ненароком, понимаю, что всё несколько проще. Аппараты - есть, индуктор – есть, переключатель – есть. А телефонов то нет! И переключатель поэтому не востребован. А в схеме-то он нарисован. Пришлось сколхозить перемычку в индукторе, от которой идёт телефонная часть схемы.
И… Кручу ручку, стрелка амперметра отклоняется и электрозатвор, отклонившись, позволяет диску с жезлом провернуться по часовой стрелке, освободив кусочек счастья от своих оков! Электрожезловая система запущена! Конец эры телефонных средств сношения!
Ого, вот это да! Целых два аппарата, да ещё и в идеальном сохранения! Осталось найти оригинальные телефоны?
И сколько это добро весит? _________________
Не совсем "Трегера" и не совсем "жезл"...
Накладка на жезл система Вебба-Томпсона. Может быть, и на полный комплект когда-нибудь насобираю... Как говорится. начало положено!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах