Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Диван "учащийся ЖУ"
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.05.2021 Сообщения: 8
|
Добавлено: Сб Май 15, 2021 4:34 pm Заголовок сообщения: Прошу помощи в определении прибора дежурного по станции |
|
|
Уважаемые специалисты, к нам в музей поступил ряд приборов, которые когда то использовались на одном из ликвидированных железнодорожных разъездов неподалеку от Архангельска. В их числе электрожезловой аппарат, индукторные телефоны, флажки, рожки и другие предметы, находившиеся в помещении дежурного по станции. Дорога на этом участке однопутная, с разъездами и тупиками, построена в конце 1930-х для обслуживания нескольких предприятий и военного полигона. С определением основной массы предметов, в том числе и благодаря Вашему форуму, у нас проблем не возникло. Но среди прочего имеется прибор, который стоял у дежурного по станции, предназначение которого мы так и не смогли определить. Ниже я помещу фотографии данного прибора, очень надеюсь на вашу помощь в атрибуции данного устройства. С уважением, Дмитрий
Последний раз редактировалось: Диван (Вс Май 16, 2021 1:31 am), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Диван "учащийся ЖУ"
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.05.2021 Сообщения: 8
|
Добавлено: Сб Май 15, 2021 4:37 pm Заголовок сообщения: |
|
|
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Диван "учащийся ЖУ"
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.05.2021 Сообщения: 8
|
Добавлено: Сб Май 15, 2021 4:47 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Не без труда извлек механические элементы – реле «часового» типа с пружиной, центробежным регулятором скорости и шестерней-прерывателем замыкающей и размыкающей пластины электрических контактов.
Внутри корпуса прибора сплошные металлические полосы, в которые утыкаются контакты реле, причем, все это соединено с выходами по торцам деревянного корпуса. К сожалению я не смог найти описание этого устройства в имеющейся у нас литературе…
|
|
Вернуться к началу |
|
|
VinmiH "помощник машиниста"
Репутация: +3/–3
Зарегистрирован: 23.11.2018 Сообщения: 214 Откуда: Рыбинск
|
Добавлено: Сб Май 15, 2021 5:02 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Интересная вещь, самому интересно, что это. Возможно, это телефонный коммутатор, или что-то для жезловой сигнализации |
|
Вернуться к началу |
|
|
Антоний "учащийся ЖУ"
Репутация: +3
Зарегистрирован: 03.05.2017 Сообщения: 18
|
Добавлено: Сб Май 15, 2021 11:28 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Хм... Никогда такого рода девайсы не видел. Закинул клич по своим каналам, может появится результат. А что ещё было спасено из артефактов. Очень интересно посмотреть. Ну и особый интерес вызывает элементы жезловой системы. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Диван "учащийся ЖУ"
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.05.2021 Сообщения: 8
|
Добавлено: Вс Май 16, 2021 1:29 am Заголовок сообщения: |
|
|
Большое спасибо вам, что обратили внимание на данную тему!
Вот и мои знакомые ветераны-железнодорожники озадачены этим устройством и не могут сказать, что это такое. Версия с телефонным коммутатором мы проверяли – ничего аналогичного по телефонии не обнаружено. В итоге я сегодня решил осмотреть весь прибор изнутри, извлек часть реле, и обнаружил там какой-то бумажный ярлык с данными о ремонте:
МПС – СССР ЦУМЗ
з-д «Транссвязь» г. Харьков
ремонт-обслуживание произведено:
дата 16 июля 1952 года
прибор ТИП 5290019
агрегат № 167
подпись В.(?) Ковтун
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Диван "учащийся ЖУ"
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.05.2021 Сообщения: 8
|
Добавлено: Вс Май 16, 2021 1:49 am Заголовок сообщения: |
|
|
Извините за качество съемки, очень сложно «подлезть» внутрь с фотоаппаратом, так сам прибор небольшого размера: высота -34см, длинна - 44см, ширина -14см. При этом вес больше 15 кг!
Корпус выполнен из дуба, а реле монтируются на стальной оцинкованный каркас, сверху окрашенный черной эмалью.
При повороте рукоятки реле срабатывает пружина завода и начинает вращаться диск с прорезями в течение нескольких секунд, с серией громких щелчков, замыкает и размыкает контакты в странной последовательности. Я лишь могу предположить, что это устройство встраивалось в некую линию (вход на винтовых клеммах слева, а выход справа) и при «заводе» рукоятки реле посылало в цепь какие то импульсы... Повторюсь, никто из старых железнодорожников это изделие так и не опознал, хотя завод «Транссвязь» был производственным предприятием МПС и в основном производил технику для железной дороги. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексей74 "кочегар"
Репутация: +2/–1
Зарегистрирован: 17.12.2016 Сообщения: 92
|
Добавлено: Вс Май 16, 2021 7:04 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Я знаю что это ...это ключевой шкаф входивший в состав поездной диспетчерской связи . Cтавился у рабочего места непосредственно . Ячейки в нем -это вызывные ключи , шкаф стандартный на 24 ключа ...О сием чуде можно прочесть в книге А.A. Казаков , В.М. Давыдовский "Устройства СЦБ и Связи на железнодорожном транспорте . 1949 года издания книга . стр 440-450 .
вот такой рисунок в книге
p.s решил сделать сканы из книги -мож интересно будет
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Диван "учащийся ЖУ"
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.05.2021 Сообщения: 8
|
Добавлено: Пн Май 17, 2021 11:05 am Заголовок сообщения: |
|
|
Алексей74 писал(а): | Я знаю что это ...это ключевой шкаф входивший в состав поездной диспетчерской связи . |
Алексей, спасибо Вам большое за помощь в определении функции прибора и такие подробные сканы, объясняющие принцип его работы. Мои поиски в доступной нам литературе не дали результатов, т.к. книга А.A. Казакова «Устройства СЦБ и Связи на железнодорожном транспорте» 1949 года - в сети не размещена, а в более поздних изданиях нет упоминания этой системы. Благодаря Вашей подсказке я так же обратил внимание на другое издание, а именно Я.С. Липский и М.П. Орлов «Диспетчерское командование движением поездов» М., НКПС «Трансжелдориздат», 1934 года. В ней описывается данная селекторная система и, оказывается, ЖД диспетчерский селектор был изобретен в США в середине XIX века, а на Северной ЖД эти аппараты начали использовать с 1923 года. Удивительно, но именно Сев.Жд. первой в стране внедрила быстродействующие селекторы вместо медленной телеграфной и телефонной связи. Оказывается, это была революционная для того времени технология. Ниже приведу сканы из книги, где всё это объясняется:
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексей74 "кочегар"
Репутация: +2/–1
Зарегистрирован: 17.12.2016 Сообщения: 92
|
Добавлено: Пн Май 17, 2021 7:52 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Чем мог ...Глянул справочник по связи за 1937 год -действительно такого типа диспетчерская связь в нем уже подробно описана . Есть маленький лишь нюанс -шкаф вызывных ключей имеет 48 ячеек -видимо уже в послевоенные годы их уменьшили для уменьшения нагрузки на диспетчера ...
p.s Вам материалы по настройке , проверке и регулировки этих ключей интересны ? могу сделать сканы и прислать ... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Диван "учащийся ЖУ"
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.05.2021 Сообщения: 8
|
Добавлено: Вт Май 18, 2021 1:29 am Заголовок сообщения: |
|
|
Алексей74 писал(а): | ...Глянул справочник по связи за 1937 год. Есть маленький лишь нюанс -шкаф вызывных ключей имеет 48 ячеек -видимо уже в послевоенные годы их уменьшили для уменьшения нагрузки на диспетчера ... |
Очень странно все это… Похоже, они каждую пятилетку количество ключей меняли, т.к. в книжке «Диспетчерское командование движением поездов» М., НКПС «Трансжелдориздат», 1934 года показан шкаф именно на 24 ключа. Впрочем, там так же сказано, что шкафы ключей изготавливаются в зависимости от потребностей «диспетчерского круга» но, всегда с запасом этих самых ключей. Я так понимаю, что кроме индивидуальных вызовов по станциям и перегонам, главный поездной диспетчер имел ещё ключ общего вызова (например для корректировки всех часов подчиненных ему участков по главному хронометру, либо часовой станции находившихся на его посту – для установки единого времени), а также ключи групповых вызовов, объединявших разные участки дороги). Вот скан ключевого шкафа из этой книги: |
|
Вернуться к началу |
|
|
Диван "учащийся ЖУ"
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.05.2021 Сообщения: 8
|
Добавлено: Вт Май 18, 2021 1:48 am Заголовок сообщения: |
|
|
Алексей74 писал(а): |
p.s Вам материалы по настройке , проверке и регулировки этих ключей интересны ? могу сделать сканы и прислать ... |
Алексей, буду Вам очень признателен за сканы по настройке, проверке и регулировки ключей диспетчерской станции. Было бы очень интересно взглянуть и на оконечные устройства (телефоны) этой переговорной цепи...
Я так понимаю, что там должно быть ещё какое-то промежуточное устройство, типа релейного шкафа - производящее коммутацию абонентов? Может у Вас в книге есть информация по питающим эту сеть компонентам (трансформаторы, аккумуляторы и другие приборы).
Возможно, мне даже удалось бы «оживить» этого мамонта, в случае если буду иметь представление о полном комплекте данного коммутатора… |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексей74 "кочегар"
Репутация: +2/–1
Зарегистрирован: 17.12.2016 Сообщения: 92
|
Добавлено: Вт Май 18, 2021 5:32 am Заголовок сообщения: |
|
|
Я не шибко в связи понимаю , но постараюсь из справочника отсканировать именно по этой теме и сразу пришлю .
p.s с кол-ом ячеек конечно странно , но возможно тогда было два варианта ? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алексей74 "кочегар"
Репутация: +2/–1
Зарегистрирован: 17.12.2016 Сообщения: 92
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|