Воинские билеты периода 1931 - 1948 годов
"История хозар темна и неясна", как писывал знаменитый русский историк в своем великом труде по всеобщей истории России...
И, в силу этого, что было в период 1918 - 1930 годов с воинскими билетами не совсем ясно. То есть с платной первозкой военнослужащих,
как минимум с 1928 года дейстововал льготный тариф и была соответствующая отрезная часть на бланковых билетах.
Подобные представлены в соотвествующей теме. А вот с воинскими билетами, которые выдаются по требованиям НКО
(МВС, МО) сложнее. Я лично пока таких билетов пока не встречал.
Известный мне самый ранний бланк датируется 1931 годом.
Под датами я имею ввиду не дату проезда, а когда такой билет был введен в обращение!
Бланк обр. 1931 года, в соответствии с приказом РевВоенСовета, отпечатан не НКПСом, в ВИА КА. Скорее всего Военно Инженерной Академией.
Вот бланки образца 1934 года, отпечатаные на Гознаке. Должны быть такие же, но только в одну сторону - без надписей "туда" и "обратно".
А вот бланки довоенного/военного времени, печатаные уже типографиями НКПС:
Кстати говоря, второй билет отпечатан в 1-й типографии НКПС. Все остальные, ЖД билеты, которые я видел, были отпечатаны во 2-й.
Интересно, кто нибудь видил другие билеты не 2-й типографии?
А вот когда стали использовать вот такие бланки как то не совсем непонятно.
Вроде как с сеткой цветной, но НКПСовского изготовления... Может тоже, как и служебные, в 1936 стали печатать?
Во всяком случае, это как то похоже на бланковые билеты для проезда в жестких и мягких вагонах. Там параллельно использовались бланки с цветной сеткой и на белой (серой) бумаге.
Ну, и в 1947 в связи с переименованием Наркоматов в Министерства на бланковых билетах, в том числе и на воинских появилась эмблема МПС - Паровоз ИС и крупные литеры М П С.
Билеты были в один конец:
и туда и обратно:
Вот все что на сей день мне известно о воинских билетах начала 30 годов и по 1948-й...
Обязательно будет продолжение про период 1949 - 1955 гг, а затем и и с 1955 по 90-е годы уже ушедшего века. А так же кое что по дореволюционным, есть пара-тройка вещей на показать...
Ежели кто из коллег знает о воинских билетах периода до 1949 года, то было бы крайне интересно их выслушать и, ежели будет на что, то и посмотреть.
Есть еще сопряженная тема о воинских требованиях на билеты, но об этом лучше отдельным постом. Там есть свои интересные заморочки.
Но это после выкладки текста и изображений самих билетов.
Добавлено: Пн Дек 23, 2013 8:36 am Заголовок сообщения:
Образца 1949 г.
В 1949 году, вместе с общегражданским билетами, была изменена и форма воинских бесплатных билетов. Они стали печатиться на бланках размером 140 мм (от правого края до линии отреза) на 90 мм и имели голубую сетку для билетов в один коней и фиолетовой – туда и обратно. Воинский билет для проезда в один конец в жестком вагоне – сетка голубого цвета с обоих сторон бланка, эмблема МПС красного цвета, слева одна вертикальная голубая полоса. Воинский билет для проезда туда и обратно в жестком вагоне – сетка фиолетового цвета с обоих сторон бланка, эмблема МПС светлорозового цвета, слева одна вертикальная фиолетовая полоса. Воинский билет для проезда в один конец в мягком вагоне – сетка голубого цвета с обоих сторон бланка, эмблема МПС зеленого цвета, слева одна вертикальная голубая полоса. Воинский билет для проезда туда и обратно в мягком вагоне – сетка фиолетового цвета с обоих сторон бланка, эмблема МПС зеленого цвета, слева одна вертикальная фиолетовая полоса.
На обороте билетов напечатано название дороги и краткие правила, причем между 1949-м и 1952 годом содержание печатаемых правил несколько изменилось. Ниже правил печатался год выпуска бланки и номер его формы.
1. Билет для проезда в жестком вагоне - в один конец (ВБ-1)
2. Билет для проезда в мягком вагоне - в один конец (ВБ-2)
3. Билет для проезда в жестком вагоне - в два конца (ВБ-3 ??)
4. Билет для проезда в мягком вагоне - в два конца (ВБ-4 ??)
Действительно ли это два билета имели формы ВБ-3 и ВБ-4 пока неизвестно, это только мое предположение!
Расцветка и вообще что либо про два нижеследующих тоже неизвестно! Известно только то, что они были в полном Альбоме форм ЖД билетов того времени.
5. Воинский билет Советско-Польского прямого жел.-дор. сообщения
6. Воинский билет Советско-Чехословацкого прямого жел.-дор. сообщения
7. Воинский билет пригородного сообщения (уменьшеного размера - 110 х 70 мм) сетка светло-зеленого цвета, эмиблема МПС - зеленая.
Аналогичное билетам для проезда в жеских и мягких вагонах оформление имели и плацкарты. В один конец – сетка светлоголубого цвета, эмблема МПС и две полосы: вертикальная по правому краю и горизонталная в верхней, текст на обороте (название дороги, правила, год выпуска и номер формы) – голубого. Для плацкарты туда и обратно – светлосиреневого и сиреневого цветов соответственно.
1. Плацкарта в один конец (ВП-1)
2. Плацкарта туда и обратно (ВП-2)
Образца 1953 г.
С 1953 года на обороте перестали печатать номер формы бланка билета.
1. Билет для проезда в жестком вагоне - в один конец
2. Билет для проезда в мягком вагоне - в один конец
3. Билет для проезда в жестком вагоне - в два конца
4. Билет для проезда в мягком вагоне - в два конца
Добавлено: Пт Июн 06, 2014 4:04 am Заголовок сообщения:
Образца 1955 г.
В 1955 году был введен новый универсальный бланк воинского билета, предназначеный для проезда в любых типах вагонов всех типов поездов. При этом еще продолжали действовать и выпускаться бланки обр. 1953 года. Новый бланк имел сетку голубого цвета только на лицевой стороне и эмблему МПС голубого цвета. Название дороги печаталось на лицевой стороне бланка, а текст правил на обороте и год выпуска голубым шрифтом. Хотя на этом бланке и было напечатано «для проезда в один конец», но аналогичных бланков «туда и обратно» в литературе не описано и пока они мне лично на глаза не попадались.
При этом продолжали использоваться и бланки обр. 49/53 до их исчерпания.
Так же был введен комбинированый бланк воинской плацкарты-скорости светлосиреневого цвета с сиреневой эмблемой МПС.
Оба этих бланка (билет и плацкарта-скорость) продолжали выпускаться с эмблемой МПС обр. 1949 года (Паровоз ИС) вплоть, как минимум по 1965 год, несмотря на смену локомотива на этой эмблеме на остальных билетах. Хотя и исчезла где то в районе 61-63 надпись про "для проезда в один конец"!
Правда появилась на средней (отрезной) части билета графа в рамочке "Плацкарта действительна до ....." между графами "жесткий общий" и "жесткий плацкартный". Правда пока я еще не разу не поймал воинского билета с такой графой, все как то общие попадаются.
Мне лично хотелось бы понять:
а) когда - в 50-м, 51-м или в 52-м изменился текст на оборте билетов?
б) когда сменился паровоз на электровоз - 66-м, 67-м или 68 годах?
На билетах и плацкартах 1968 года уже стоит электровоз!
в) ну и, разумеется, ежели кто имеет какие из пропущеных мной билетов, то посмотреть на них.
Всенепременно приветствуются правки и коренные разоблачения моих заблуждений!!!!
Пост про следующий период всенепременно последут!!!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах