Добавлено: Пн Мар 12, 2012 5:50 am Заголовок сообщения:
Доброго времени суток всем участникам форума.
Хотелось бы услышать от вас как и чем производиться очистка от старой краски. Уже более десяти лет коллекционирую заводские таблички. За это время пробовал разные технологии. Начну по порядку что применял.
1. Отжиг открытым огнем. Достоинство у этого способа только одно. Он доступен всем. Недостатков много. В начале собирательства сжег несколько алюминиевых табличек.
2. Исползование пескоструйной установки. Менее доступен чем открытый огонь. Недостатки то что абразивным материалом снимается часть металла. Плохо удаляются толстые слои краски. Не возможность сохранения оригинальной структуры материала. К примеру если пескоструить хромированную табличку то хром снимется вместе с краской. Я обычно пескоструил только после отжига. Вариант применим для массивных чугунных и стальных табличек.
3. Использование смывки для лакокрасочных покрытий. На сегодняшний момент доступный всем вариант удаления краски. Из достоинств то что сама табличка не повреждается. Недостатки. требуется большой расход смывки. Я использовал как жидкую так и в виде геля. привожу в качестве примера изображения смывок, которыми приходилось пользоваться. Обычно нанесенная смывка позволяет удалить только один слой старой краски, а на поверхности таблички их может быть масса. Плюс после размягчения краски её нужно удалять механическим способом до высыхания смывки. А сохнет она очень быстро. Опять же при механическом способе велика вероятность поцарапать табличку. Приходилось пользоваться деревянными палочками. Пробовал так же и очистку погружением. Но этот вариант не всегда подходит для крупногабаритных табличек, соответственно количество смывки должно быть большим и нужна какая то закрывающуюся емкость подходящего размера. К тому же большинство смывок имеет неприятный химический запах и агрессивно действует на кожу рук. При работе с ней необходимо пользоваться резиновыми перчатками и очками, во избежании получения химических ожогов. В настоящее время пользуюсь смывками только для мелких работ и очистки эмалированных номерных табличек. Эмаль она не портит.
4. Использование устновки по типу пескоструйной, но в качестве абразива используется дробленая абрикосовая косточка. На мой взгляд это просто идеальный способ. Позволяет удалять покрытия большой толщины, не портит саму табличку. Такие установки применяются в тепловозных депо для очистки поршней. Существенный минус, что добраться до такой установки есть возможность не у всех.
5. Очистка с помощью раствора каустичекой соды. Очень доступный способ и дает хорошие результаты. Погружай табличку на ночь и к утру всё слазит. После промывка в проточной воде. Единственный минус не позволяет чистить алюминиевые таблички. Так же как и при использовании смывки требуется применении средств защиты.
Продолжение следует.
Последний раз редактировалось: dolenc (Пн Мар 12, 2012 1:15 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Добавлено: Пн Мар 12, 2012 10:09 am Заголовок сообщения:
dolenc писал(а):
... как и чем производиться очистка от старой краски.
Честно признаюсь, что не люблю чистить предметы из легких сплавов. С чугуниной все просто - в печь. С легкими металлами сугубо индивидуальный подход, зависящий от состояния самой краски которую требуется удалять. В силу того, что возможно не попадалось хорошей смывки работать ею как-то у меня не сложилось.
Пробовал аккуратный обжиг с незначительным нагревом поверхностного слоя, т.е. самой краски. И самый верный способ - механическая чистка ножом. Соскабливая по миллиметру - способ долгий, требующий хорошего терпения.
Добавлено: Пн Мар 12, 2012 1:10 pm Заголовок сообщения:
Алексей при ковырянии таблички любыми острыми предметами неизбежно на поверхности мягких металлов остаются царапины.
Да забыл указать, что я так же пробовал отжиг промышленным феном. Никаких результатов кроме помутнения краски не получил. Видимо из-за высокой теплопроводности табличек.
И еще после отжига необходима дальнейшая очистка. Как я уже написал выше это делается с помощью пескоструйки либо металлической щетки. Несколько табличек приходилось после отжига чистить мягкой металлической щеткой и шуруповерта (дрели).
В общем моё заключение алюминиевые таблички чистить абрикосовой косточкой. Чугунные косточкой или каустической содой.
Добавлено: Пн Мар 12, 2012 1:30 pm Заголовок сообщения:
dolenc писал(а):
Алексей при ковырянии таблички любыми острыми предметами неизбежно на поверхности мягких металлов остаются царапины.
При отсутствии возможности пескоструя косточкой на какие-то жертвы все равно приходится идти.
Наружный рельеф надписей я проходил нулевочкой, а все остально уходило под краску.
Добавлено: Вт Мар 13, 2012 6:58 am Заголовок сообщения:
Мне этот клей нравиться. У него малый слой что позволяет отлично стыковать элементы из литого чугуна. Малое время схватывания и высыхания.
Производится под различными торговыми марками. Наиболее известные из них: супермомент, суперклей, космофен. Он бывает как в жидком состоянии так и в виде геля. Отлично красится.
Добавлено: Вт Мар 13, 2012 9:56 am Заголовок сообщения:
Дима, а утраты элементов таблички не пробовал востанавливать? А то вот смотрю на твою балдвиновскую - так хорошо выглядит после реставрации, а недостающий кусок портит всю картину.
Добавлено: Вт Мар 13, 2012 1:47 pm Заголовок сообщения:
На этой табличке нихотел ничего восстанавливать. Это не штучная вещь. В настоящее время ищу такую идеальную.
На других табличках пробовал восстанавливать отколотые углы с помощью зубопротезных порошков или эпоксидных смол. Если под покраску то можно так сделать что и не видно будет.
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Мар 14, 2012 9:59 pm Заголовок сообщения:
Мне кажется, что каждое средство может находить при реставрации свое применение. Например муфты сложной формы и линзовые светофоры я в основном отжигаю - так проще, изделие само по себе - грубая чугунная отливка - такой медод самое то! Ящики с формой поосложнее - драю щеткой по металлу, и купаю в различных антикорозийках - тоже хороший результат. Фонари простой формы - в основном очищаю наждаком разных номеров, фонари сложной формы - очищаю образивом, который еще использую, если фонарь обляпан толстыми слоями краски. Стеклянные части - чищу бензином, керосином, 600 растворителем, все зависит от той краски и грязи какая заляпала стекло - если это ГФ, ПФ, МЛ, - керосин и бензин, сольвент, уайт-спирит, по обстоятельствам. Если заляпано НЦ или им подобными - тут 600ые растворители - бензин и керосин сольвент и уайт-спирит не помогут, после очистки обезжириваю ацетоном. _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Добавлено: Чт Мар 15, 2012 12:37 pm Заголовок сообщения:
Я не химик.
По поводу очистки табличек от краски: у разных коллекционеров разные мнения. Кто снимает старые ЛКП и наносит новые, кто просто снимает старые и оставляет без покрытия, часть же вобще не одобряет снятия "старой" краски. В ковычках потому, что табличка может быть в оригинальной заводской краске и за много лет она может выглядеть довольно неплохо или даже отлично. Например, у меня имеется заводская табличка электровоза ВЛ85 1990 года постройки в заводской краске. Снята она в 2008 году и за это время отлично сохранилась.
Один мой приятель коллекционер табличек, проживающий в Германии (немец), категорически против какой-либо очистки вообще и говорит, что табличка в незаводской окраске и слое грязи есть наивысшая ценность. Здесь, конечно, можно поспорить. Так как на большинстве табличек многолетние слои краски не то что скрывают рельеф поверхности, но и приводят к тому, что не возможно прочесть текст и обозначения.
Хотелось бы услышать мнение участников форума по данному вопросу.
Добавлено: Чт Мар 15, 2012 12:57 pm Заголовок сообщения:
Далее приступаем к окраске.
Перед окраской тщательно высушиваем и обезжириваем поверхность.
Лично я последние годы использую аэрозольные акриловые краски, которые в основном используют для окраски автомобилей.
У них большое количество преимуществ перед применением бытовых алкидных или эмалевых красок:
1. Они практически не изменяют цвет со временем (не выгорают).
2. У них отличная укрывистость, что позволяет получит более тонкое покрытие и тем самым возможность показать структуру материала.
3. Быстрое время полного высыхания от 2 часов до суток.
4. Нет необходимости в применении дополнительных инструментов. Кистей и тд.
5. Огромный выбор цветов.
6. Продолжительный срок хранения.
Перед покраской обязательно грунтую табличку со всех сторон.
В зависимости от базового цвета выбираю цвет грунтовки. Они в основном бывают, белого, серого и вишневого цвета.
В последнее время пользуюсь только материалами фирмы MOTIP.
Не рекомендую BOSNY и ABRO. Китайская фигня.
После покраски в базовый слой буквы, рамки и др элементы вывожу в ручную художественными кистями.
Очень понравились краски Тиккурилла Миранол. Есть расфасовка в маленькой таре, что позволяет покупать не большие объёмы, поще перемешивать и при работе маленькая банка намного удобнее. В общем рекомендую.
Добавлено: Чт Мар 15, 2012 2:46 pm Заголовок сообщения:
dolenc писал(а):
По поводу очистки табличек от краски: ...
Хотелось бы услышать мнение участников форума по данному вопросу.
В данном вопросе опираюсь на правила принятые для российских музеев:
каждый случай реставрации рассматривается в индивидуальном порядке.
Если очищеное от грязи ЛКП имеет незначительную площадь повреждений, наличие которых не нарушает эстетического восприятия предмета, то вопрос покраски снимается.
P.S. В вопросе кислот-щелочей прошу коллег прощения за свою невнимательность ввиду нахождения на рабочем месте
Добавлено: Вс Мар 18, 2012 7:22 pm Заголовок сообщения:
Открыл на своем сайте раздел по отчетам о реставрации, первая статья готова
Вот прямая ссылка
фотофиксация изначально не планировалась, мало фотоматериала, поэтому воспринимается несколько напряжно, понимаю,
но это мой первый фонарь.
Готовится отчёт по новосергиевскому керосиновому фонарю, здесь уже фотоматериала будет существенно больше. _________________ С рюкзаком вдоль железных дорог
http://vaxvms.ru/svetofor/
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Вс Мар 18, 2012 8:00 pm Заголовок сообщения:
Молодец, Алексей! Приятно было почитать! Только вот хочу сразу сказать, что превращение в коллекционера зависит вовсе не от количества экспонатов в коллекции а от их качества и отношения к ним самого коллекционера. Раз восстановил фонарь, раз душа потянулась к собирательству, и если получилось восстановить так здорово - срочно снимай со слова коллекционер кавычки! С нетерпением жду рассказ о восстановлении керосинового фонаря! _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Добавлено: Пт Мар 23, 2012 1:43 pm Заголовок сообщения:
Чупахин Алексей писал(а):
ЗАКОНЧИЛ отчет по ФЭСО 1988
новый раздел на моем сайте,
вот прямая ссылка тыц
Все хорошо и основательно, но... Алексей, на мой субъективный взгляд с "медными" кольцами и ручкой Вы явно перестарались. Простите за сравнение, но они подходят ФЭСО как корове седло. Алексей, надеюсь без обид?
По моему "медный тюнинг" - болезнь заразная.
Добавлено: Сб Мар 24, 2012 9:53 am Заголовок сообщения:
какие обиды
мне всё же кажется что подходят - во всяком случае для поздних ФЭСО.
Вы ж не будете отрицать, что они покрыты чем-то медьсодержащим гальваническим способом.
и кстати в реале на моем фонаре они гораздо темнее чем получились на фото. На фото действительно слишком ярко, согласен. _________________ С рюкзаком вдоль железных дорог
http://vaxvms.ru/svetofor/
Добавлено: Пт Мар 30, 2012 8:43 pm Заголовок сообщения:
Лёлик писал(а):
Чупахин Алексей писал(а):
Закончил я новосиргиевца,
Алексей, насколько я понял Вы его укомплектовали красным в рамке и желтым в кармане светофильтрами?
Да, верно. Сейчас я переставил наоборот ибо красный клеил из кусочков
в кармане не видно его состояние. А желтый, хоть и кривоват, но смотрится лучше _________________ С рюкзаком вдоль железных дорог
http://vaxvms.ru/svetofor/
Добавлено: Сб Мар 31, 2012 10:21 am Заголовок сообщения:
С чертежем, Женя, хорошая идея. Может стоит взять за хорошую практику?
К твоему эскизу, Женя, будет дополнение - нужны еще размеры: высота корпуса, высота вытяжки, высота ручки; размеры по другой стороне: ширина корпуса, ширина ручки; по обеим сторонам размеры окон.
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 335 Откуда: Ленинград
Добавлено: Сб Мар 31, 2012 10:25 am Заголовок сообщения:
Позже выложу. Думаю, даже стоит создать отдельную тему: фото фонаря + его чертёж _________________ Клуб любителей железнодорожных фонарей http://vkontakte.ru/club12163110
Доброго времни суток, уважаемые коллеги!
Хочу поделится с Вами радостной новостью - я наконец то практически доделал головку переездного светофора старого типа, привезенную мною из подмосковного Сергиева посада. Учитывая то, что сейчас совершенно варварски все здается в чермет, удивительно, как она сохранилась, тем более этот тип уже практически полностью вымер.
История появления у меня в коллекции головки переездного светофора старого типа началась тогда, когда однажды гуляя по полуразобранному подъездному пути в подмосковном Сергиевом посаде, я наткнулся на вот такой дивный артефакт:
Прежде всего, меня привлекла одна из головок светофора - днепропетровского завода "Светофор" с клеймом старого типа, 1966года выпуска. Учитывая, что светофор стоит практически в центре города, да еще до сих пор не в чермете - этот артефакт явно был достоин сохранения, тем более что и не было у меня таких сигнальных головок, ну и конечно же, я очень неравнодушен к старым изделиям завода "Светофор", душевные они какие-то.
Светофор был осмотрен - как и подобает раритету проболтавшемуся на свежем воздухе, под всеми ветрами, выглядел он обычно - то есть - кусок ржавого железа. Этот, ради разнообразия, даже порос лишайником. Тяжелая судьба:
Встал вопрос о снятии. Чтобы не возится со светофором и его приржавевшими болтами крепления, корпус был отпилен прямо с кронштейном. Так светофор оказался у меня дома.
Изнутри - то же самое, печальное зрелище:
Светофор был разобран на узлы, упакован, и в таком виде уехал ко мне в деревню, для своего возрождения.
И вот настал день, когда я им плотно занялся.
Отжигать на светофоре было нечего, так что для очистки корпуса были применены различные щетки по металлу (разной формы и жесткости). затем светофорная головка была зашкурена двумя номерами наждака, и была затем, обработано средствами для борьбы с ржавчиной. Затем светофор был обезжирен, и окрашен. Для окраски черных частей корпуса - была применена краска грунт эмаль НЦ - что позволило не грунтовать поверхность. Эта краска мне нравится - я ею крашу все свои светофоры, эксплуатирующиеся на открытом воздухе - и на практике подкраска требуется им только раз в полтора-два года, примерно. Вот и свой будущий экспонат я окрасил ею же. Светофор был окрашен ею и изнутри. Внутри светофора я все оставил как было, только окрасил сам корпус. Получился такой малюсенький уголочек истории - каким светофор когда то был. Поскольку в свои светофоры я ставлю небольшие лампочки на 220, электросхема не требует сигнальных трансформаторов, как на настоящем светофоре - что несомненно плюс - при таком большом количестве светофоров, мне покупку трансформаторов для них просто с ходу не потянуть.
Все светофоры сзади раньше красились серебрянкой. Кое-где красятся и сейчас, к моей радости - так как окрашенный ею, светофор выглядит наряднее и уютнее, чем светофор окрашенный серой краской - как красят сигналы сейчас на нашем Савёловском направлении.
Поскольку мой светофор преклонного возраста - его я конечно же окрасил серебрянкой.
Дальше пришлось несколько поимпровизировать - и заново придумать для него подставку и крепление к ней - на счастье мне под руку попался старый чугунный кабельный ввод путевого ящика, из которого, при некоторой переделке получилась вполне сносная подставка под светофор, и тоже была окрашена серебрянкой.
Светофор был собран, а затем упакован и отвезен в Сергиев посад на хранение. Дело в том, что у меня ожидалось давно желанное пополнение - прожекторный светофор - я просто не хотел сразу загромождать комнату в Москве и им, и головкой переездного светофора - ведь отреставрировать то все -таки относительно просто - главное уметь это делать, или научится - это не так сложно, и очень увлекательно, коллеги меня, думаю поддержат!
Гораздо сложнее найти для столь больших экспонатов достойное и правильное и удобное место - а это в ограниченом пространстве комнаты - трудно - коллекция в объеме растет, а комната собака, - никак!
Мне очень жаль, у меня нет ни одной фотографии процесса реставрации данного артефакта - именно в этот период у меня не было фотоаппарата...
Настал день, когда головка переездного светофора приехала в Москву, а потом и еще один день - сегодняшний, когда я примерно прикинул место, где она у меня будет стоять, и собрал ее.
Отреставрированная головка была тщательно упакована, чтобы не быть случайно поврежденной. Начался процесс распаковки:
В качестве подставки я применил, как и во многих моих отреставрированных раритетах - обрезок крашенной деревянной шпалы, на которой были заранее намечены отверстия под болты крепления светофора, а так же вырезана канавка, в которую в будущем будет уложен провод.
Светофор собрался быстро и без проблем.
Пора было укомплектовать его линзами. Хотя, изначально в этой головке стоял красный светофильтр - теперь я решил поставить туда лунно-белый, и вот почему: Попеременно мигающие красным, головки такого светофора - все-таки как ни крути - сигнал парный, так что при наличии всего одной головки - светофор будет восприниматься не как переездный советский, а скорее как американский непосредственно железнодорожный - там как раз есть красный мигающий одиночный сигнал. Лунно белый же огонь, на таких головках как раз встречается, причем он один - мигает в дополнительной третьей головке переездного светофора,сигнализируя, что переезд свободен. - так что это как раз то что надо - результат в будущем должен быть приемлемым.
Лунно белый светофильтр СЛ 139М у меня был специально подготовленный для этого светофора, новый, в заводской бумаге, с хранения, а вот с наружной линзой ЛС 212 пришлось повозится - соскоблить краску, и помыть линзу в уайт-спирите.
Вот линза до очистки:
И вот она же, уже с лунно-белым светофильтром:
Установка прошла без проблем - все четко встало на свои места.
В светофорную головку, впервые за много лет, снова установлен светофильтр:
Затем была поставлена на свое штатное место наружная ступенчатая линза ЛС-212, клацкнул тугой стопор - все - светофор снова выглядит так - как когда то:
Светофор интересен тем, что у более современных линзовых переездных светофоров, в качестве наружной применяется ступенчатая линза ЛС-160 - эта линза так же применяется в железнодорожных карликовых светофорах, а у этого - наружная линза ЛС-212 - как у мачтового светофора.
Объясняется это довольно просто - все одинарные головки любых ж.д. светофоров в начале 60 делались только под линзу ЛС-212, так как были, собственно, универсальными. Точно такая же сигнальная головка применялась и в качестве пригласительного сигнала, и в качестве повторителя, и в качестве заградительного светофора, и в качестве предупредительного к нему, и в качестве головки светофора переездной сигнализации.
Вот на этом, уважаемые коллеги, пока все. Я рад, что еще один раритет не оказался в чермете, а поселился у меня дома. В дальнейшем, светофор будет дооборудован электропроводкой, лампочкой, и обязательно будет работать! _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Последний раз редактировалось: Vilexon (Вт Май 08, 2012 5:47 am), всего редактировалось 1 раз
Прошу прощение за молчание - только приехал в деревню, два дня обживался, убирался на территории и дома, ноутбука не было под рукой, вот сегодня родные привезли, - я сразу на форум.
gorzd писал(а):
Кстати да, возникла таже мысль про шпалу. В замкнутом помещении даже от крашеной шпалы должен быть нехилый запах креозота...
Если шпала новая - то да - пахнет она весьма специфически, и если учесть, что комната - замкнутое пространство - запах есть. Но дело в том, что у нас на станции Белый городок, рядом с моей деревней, откуда, собствено, я и беру шпалы, давно уже новых нет - все пути на железобетоне. Но, как известно, там где когда то шпалы были деревянные - их всегда довольно просто найти под откосом у ж.д. полотна - в пределах станции этого добра - завались, и весьма в пришичном состоянии. Вот такие старые "обветренные" шпалы я и беру для своих артефактов - это и дешевле чем брус, (учитывая отсутствие в округе пилорам - он практически недоступен), да и быстрее можно подставку сделать - приходи с пилой и пили, сколько тебе нужно. Старые шпалы не пахнут - наружная пропитка давно выветрилась, шпала легко красится, и довольно неплохо выглядит. Подставки получаются устойчивыми, и надежными - мне их использовать нравится.
Фундаменты из шпал я так же использую на даче, когда делаю подставки для своих "уличных" светофоров. _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Алексей, меня заинтересовало как проходил сам процесс съема.
Ну как сказать - берется ножовка по металлу, запасается куча терпения (и времени) -ну пара запасных полотен берется, на всякий случай - и вперед! Конкретно с этим светофором я провозился около 3-4 часов (с перерывами на пиво), но результат того стоит! Технология перепила простая - пилишь пока не устанешь - потом - пилишь снова. После половины работы - пробуешь артефакт отломать - повиснув на нем (естественно, нужно быть готовым его поймать, если он при этом отвалится). На "дело", дабы не смущать прохожих, и бдительную мили... полицию, я вышел "под покровом темноты" - благо была осень, темнеет рано, ночи темные, а разобранные подъездные пути - явно не то место, где гуляют люди. _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
берется ножовка по металлу, запасается куча терпения (и времени) -ну пара запасных полотен берется, на всякий случай - и вперед! Конкретно с этим светофором я провозился около 3-4 часов.
А не имеет ли смысла приобрести болгарку на бензоприводе?
Vilexon писал(а):
На "дело", дабы не смущать прохожих, и бдительную мили... полицию, я вышел "под покровом темноты"
А средь бела дня в спецовке и с ящиком инструментов никогда не пробовал?
А не имеет ли смысла приобрести болгарку на бензоприводе?
Точно не имеет смысла! Таких артефактов как этот - на родной мачте, со всей оснасткой дополнительной, встретить очень сложно. Светофоры и муфты мне как правило попадаются брошеными в канаве у ж.д. полотна - там ничего пилить не надо, так что это просто единичный случай, смысла в покупке такого инструмента нет.
Лёлик писал(а):
А средь бела дня в спецовке и с ящиком инструментов никогда не пробовал?
Честно говоря не пробовал - так как этот переездный светофор - пожалуй первый артефакт, который я снимал в черте города. Остальные мои находки - как правило в пределах знакомых станций в деревне - там меня все железнодорожники знают. _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Май 01, 2012 5:44 pm Заголовок сообщения:
Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Сегодня я наконец отреставрировал один из своих фонарей ФЭСО, завода КЭТЗ, 1974 года выпуска.
Вообще, этот фонарь мне в коллекцию попал совершенно случайно:
Сидел я как то в Москве за компьютером, и просматривал страницы аукциона "Молоток", - искал новые фонари для коллекции. Тут в комнату пришла мама, посмотрела на монитор, а потом сказала:
"а этот вот, смотри какой хороший - с деревянной подкладкой под ручку, такого у тебя нет! Бери, а то потом жалеть будешь"
Я с сомнением посмотрел на лот: ну ФЭСО, ну старый, ну с деревянной подкладкой под ручку, ну цена в 200 рублей... - состояние - караул - весь ржавый, внутри, наверное вообще ужасы. Да и непонятно было, что там, кстати говоря, внутри то - фото были довольно мелкие, и деталей рассмотреть никак не удавалось.
Тем не менее, фонарик мне приглянулся, и я захотел его купить и отреставрировать. Связался с продавцом, выяснил, что фонарь комплектен, нет только большого красного накладного светофильтра в боковом кармане, но это мелочи.
Вскоре посылка приехала ко мне домой, и "страдальца" можно было подержать что называется в руках.
Бедолага был весь ржавый, в пыли, пыль даже осела толстым слоем на внутренних сторонах рефлекторов и стекол. Я вздохнул, протер новый экспонат тряпкой, и поставил на полку с другими фонарями - была зима, и реставрацию начинать было никак нельзя - городская квартира для этого приспособлена мало, да к тому же мучить своих домашних запахами растворителей, абразивов и красок, я конечно не хотел.
Так фонарик и простоял на полке до весны - обзавелся даже за это время накладным красным светофильтром.
Несколько дней назад, я поехал к себе в деревню, открывать дачный сезон - ну и конечно же, прихватил с собой и ФЭСО. Ну а вскоре, началась первая моя за этот сезон реставрация. Вообще, надо сказать, что ФЭСО исключительно простой и удобный для реставрации объект - разобрать и собрать фонарь можно, что называется, "на коленке" при помощи только отвертки и пассатижей.
Сперва фонарь был разобран на узлы - это позволило осмотреть и помыть каждую деталь в отдельности, и наметить план предстоящих работ:
Внутреннее устройство фонаря типично для представителя ФЭСО, но некоторые "изюминки" все же есть.
Удивило то, что вся внутренняя часть корпуса проанодирована и не окрашена - такого я еще у ФЭСО не видел, но тем не менее, наверное, это обосновано - щелочь из аккумулятора теперь не будет повреждать внутреннюю краску, и она не будет собираться "хлопьями" на дне.
Поворотная рамка тоже немного удивила - она металлическая, а не как это бывает обычно - из пластмассы. Это тем более удивительно, что фонарь все таки не такой старый - но вот сюрприз - рамка со светофильтрами металлическая. Впрочем, фонарь завода КЭТЗ - что многое объясняет - у данного завода в конструкции ФЭСО можно найти элементы различных поколений этих фонарей.
Стеклянные части фонаря, внутренние отражатели и прочая мелочевка были помыты в бензине, вытерты и упакованы дожидаться корпуса фонаря:
Сам корпус был обработан абразивом для снятия краски, и вскоре уже выглядил так:
Затем корпус был ошкурен наждаком двух номеров - с целью избавления от основных скоплений ржавчины, промыт в бензине и два раза проантикорен.
После чего можно было начинать покраску. Для окраски я применил грунт эмаль НЦ, черного и белого цветов, смешав которую в определенной пропорции - получил серую краску, какой окрашивают многие ФЭСО. Изначально мой фонарь был более светлого колера, но я сознательно применил более тёмный тон - светлые ФЭСО в моей коллекции имеются, а темно серые завода КЭТЗ я видел лишь на фото.
Покраска велась мягкой кистью, в два слоя, с интервалом высыхания каждого слоя - примерно 2-3 часа.
Чтобы сохранить в рабочем состоянии смешанную краску, (НЦ довольно быстро сохнет), она была перелита в небольшую стеклянную баночку под крышку была положена прокладка из фольги, этой же фольгой была упакована закрытая крышка сверху, и перевязана на горлышке банки проволокой. Банка была убрана на нижнюю полку холодильника.
Фонарь сохнет после первого слоя краски:
А вот уже готовый, окрашеный и просушенный корпус фонаря, готовый к сборке:
Линзодержатели, язычек для поворота сменных светофильтров, ручка для переноски были зашкурены мелкой наждачкой, для очистки их от ржавчины и потемневшей поверхности.
Теперь фонарь окончательно был готов к сборке.
Сама сборка никаких трудностей не вызывала - все детали четко встали на свои места, и вот, спустя два дня работы, что у меня в итоге получилось:
Фонарь получился приятным, и в то же время, видно, что он не новый, а побывавший в эксплуатации - ручка для переноски почернела от времени, металлические части затерты, старые тумблеры на крышке фонаря... Мне обновленный фонарь понравился! Теперь, оствлось только отвезти его обратно в Москву, где он вернется на свое место в коллекции. _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Зарегистрирован: 11.05.2012 Сообщения: 6 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Май 11, 2012 11:05 am Заголовок сообщения:
Здравствуйте, друзья. Я тут на форуме впервые.. Поразился и был приятно удивлен его существованием и что он не в мертвом состоянии, как некоторые тематические форумы.. Вообще я относительно недавно увлекся "жд-артефактами", хотя люблю дорогу и все связанное с ней с детства. Но, перейду к делу. Хотелось задать несколько вопросов к уважаемым знатокам.. Ранее мне довелось возвращать "товарный вид" похожему фонарю, производства ГЭТЗ, 1975 года, и только теперь понимаю что похоже я совершил ошибки, которые, в принципе, легко поправимы.. Окрасил ручку и некоторые другие детали в цвет корпуса. (Вот кстати вопрос - может такой вариант допустим? По крайней мере держатель большого стекла имел следы родной серой краски)
К сожалению, фонарь недоукомплектован большим красным стеклом, которое имело на этом фонаре не простой плокий вид, а некую выпуклость, как на фото ниже(снимки не мои)
Зарегистрирован: 11.05.2012 Сообщения: 6 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Май 11, 2012 11:52 am Заголовок сообщения:
Вот, а со вторым вопросом тут все сложнее. Прошу помочь советом с восстановлением. Пациент более старый, 1966 г, первых выпусков. Не хватает всего заднего "светильного" узла, многих других деталей.. Родной цвет по видимому черный. И вот попробую по нему сформировать вопросы, так как есть подозрение, что есть тут неродных деталей)) Итак..
Вот сам фонарь.
1) Прежде всего - огорчает что что-то было оторвано. Предполагаю, что это были какие-то держатели для красного светофильтра, поскольку внутри их нет, "крышечки в крышке", как у поздних ФЭСО тоже нет, но стекло быть должно. Не имею даже понятия о том как должны выглядеть эти крепления и можно ли хотя бы изготовить их самому..
2) Далее.. В качестве уплотнителя использована резиновая трубка. Родная или нет,(?) но она сохранила светоотражатель в практически идеальном виде без малого 50 лет.
3) Полностью отсутствует крепление второй лампы. Аналогичны ли детали с более поздними модификациями, или хитрости ранних выпусков в наличии? Внутри загнуты держители - видимо как раз от крепления..?
4) Вторая лампочка была удалена видимо кем-то сознательно, потому что не влезал аккумулятор (тоже неродной??). Мне и самому неясно, как должно все поместиться. Ведь у кого-то наверное есть такой фонарь, можно ли фото внутренностей?..
5) По мелочам: с одной стороны ручку крепит обычная гайка, с другой - пластиковый барашек, видимо с поздних моделей. Что должно быть? Вместо соединительных "железяк" - провода. Вместо двух фонящих тумблеров - один, придется искать второй.
Спасибо, ежели кто не поленится ответить на такой здоровый пост от новичка..
Зарегистрирован: 11.05.2012 Сообщения: 6 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Май 11, 2012 1:07 pm Заголовок сообщения:
Лёлик
Спасибо! Обычно я стараюсь искать самому, но видимо упустил тему..
Родной держатель светофильтра похоже самому лучше не делать, а такой же отдельно разумеется не достать..печально..
Остается неясным вопрос с размещением аккумулятора и задней лампы. Быть может у меня неродной акк, а родной был меньше?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах