Список форумов ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ АРТЕФАКТЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ АРТЕФАКТЫ

история железных дорог в предметах
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Боны КВЖД

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ АРТЕФАКТЫ -> БОНИСТИКА
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Иван Андреев
"машинист-наставник"



Репутация: +5    

Зарегистрирован: 22.11.2011
Сообщения: 787
Откуда: Необозримые просторы Техаса

СообщениеДобавлено: Вс Фев 05, 2012 7:33 am    Заголовок сообщения: Боны КВЖД Ответить с цитатой

Недостаток наличных платежных средста проявившийся в конце 1917 - начале 1918 гг., необходимых для нормального функционирования дороги заставила Управление дороги искать пути разрешения проблемы. Одним из путей ее разрешения был бы выпуск совместно Русско-Азиатским банком каких-либо временных денежных знаков (провизорий). Но руководство отделением банка в Харбине не могло самостоятельно принять такое решение. К счастью, через Харбин в начале 1918 года проезжал председатель Правления Банка — А. И. Путилов. Который и разрешил вопрос о выпуске Банком своих бон. И середине 1918 года эти боны были заказаны у известной специализированной американской фирмы American Bank Note Company, которая отпечатала тираж и поставила его заказчику в конце 1918 года. В обращение они поступили в начале 1919 года.

Бонв были следующих номиналов: 50 копеек, 1 рубль, 3 рубля, 10 рублей и 100 рублей.
На 50 коп. боне по по одному номеру на аверсе и реверсе, а на остальных бонах по два на каждой стороне. Причем на всех бонах, кроме номиналом в 1 руб, номер был без буквенного обозначения серии, а на рублевой - был в трех вариантах: а) без серии, б) с серией А, в) с серией Б.

50 копеек


1 рубль


3 рубля


10 рублей


100 рублей


P.S. С моей точки зрения это самые красивые ЖД деньги, которые я знаю. Спору нет - Владикавказские "Заемные билеты" хороши, но эти, таки , лучше.

P.P.S. Это мое личное мнение, которое никого ни к чему не обязывает!


Последний раз редактировалось: Иван Андреев (Пт Авг 12, 2022 1:04 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rust
"дежурный по депо"



Репутация: +6    

Зарегистрирован: 21.11.2010
Сообщения: 1027
Откуда: Сибирь

СообщениеДобавлено: Вт Фев 07, 2012 11:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Имею в своём архиве такие сканы, не скажу ни чего на предмет подлинности этих суррогатов, просто может кому то сгодится для инфы.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иван Андреев
"машинист-наставник"



Репутация: +5    

Зарегистрирован: 22.11.2011
Сообщения: 787
Откуда: Необозримые просторы Техаса

СообщениеДобавлено: Вт Фев 07, 2012 8:37 pm    Заголовок сообщения: Боны КВЖД и вокруг нее... Ответить с цитатой

А тут мы имеем:
1. Оборотная сторона разменного талона буфет-ресторан железно-дорожного собрания в славном граде Харбине (Т.Н.Суринов - хозяин ресторации). Двусторонние, год эмиссии 1918, номиналы 1 руб., 3 руб., 5 руб. и 10 рублей.
2. Насколько я понимаю, тут мы имеем что то типа продовольственной карточки. Такие вещи как правило в бонистические каталоги не включают и сказать что либо тяжело. Мне, во всяком случае...
3. Это известная штука - выпускался Главным продовольственным Комитетом Союза служащих мастеров и рабочих КВЖД в 1919 году.
Односторонние, номиналы 5 коп., 10 коп., 20 коп., 50 коп., 60 коп., 1 руб. и 2 рубля. Печатались на разной по цвету и плотности бумаге, из чего на напечатаных на тонкой - немножко просвечивает текст с лицкаой на оборотную сторону. Известны экземпляры с печатями ПродКомитета на обороте и без них.
У меня такого нет, посему даю линки на сайт где есть изображения.

Тут боны ПродКомитета
http://www.fox-notes.ru/img_rus/k12_6_harbin.htm

А тут на ЖД собрание и его буфет-ресторан - это два разных выпуска!
http://www.fox-notes.ru/z_rus_chastnik/charbin.htm


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лёлик
"начальник ПРЗ"



Репутация: +10    

Зарегистрирован: 22.12.2010
Сообщения: 2137
Откуда: Вологда-Ярославль

СообщениеДобавлено: Вт Фев 07, 2012 9:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересно, а чем объясняется нехватка букв в слове?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Иван Андреев
"машинист-наставник"



Репутация: +5    

Зарегистрирован: 22.11.2011
Сообщения: 787
Откуда: Необозримые просторы Техаса

СообщениеДобавлено: Вт Фев 07, 2012 11:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Думаю, что некоторой криворукостью литографа, готовившего камни к печати. Ну не рассчитал малость, вот буквы и не поместились. На 3 руб. видна точка в конце.
Других разумных объяснений не могу придумать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rust
"дежурный по депо"



Репутация: +6    

Зарегистрирован: 21.11.2010
Сообщения: 1027
Откуда: Сибирь

СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2012 8:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это нормально для тех лет. Знаю кучу вещей с всевозможными "косяками", по своему коллекционному направлению конечно. Например текст на фуражечном знаке - "Московско-Бретской ж.д.", на пряжке Московско-Нижегородской дороги точки расположены перед буквами ".М.Н". Так что иногда не стоит даже замарачиваться в поиске подвохов, всё гораздо проще. Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Иван Андреев
"машинист-наставник"



Репутация: +5    

Зарегистрирован: 22.11.2011
Сообщения: 787
Откуда: Необозримые просторы Техаса

СообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2022 1:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Попалась тут мне интересная книжка, в которой прямо "по свежим следам" и на "том самом месте" описана истори выпуска этих бон:
А.И. Погребицкий "Денежной обращение и денежные знаки Дальнего Востока за период войны и революции" Харбин 1924
Стр. 323 - 327.
Боны Pyсcко-Азиатского Банка, так наз. «Хорватовки».
Зародившаяся еще ранее идея выпуска бон Русско-Азиатским Банком совместно с КВЖД не была оставлена Банком.
После Харбинских и Пекинских Совещаний 1917 года Банк неоднократно обсуждал возможность выпуска своих банкнот.
Проезжавший в начале 1918 года через Харбин председатель Правления Банка — А.И. Путилов отнесся к предположенному выпуску вполне положительно и по приезде в Шанхай совместно с дирекцией азиатских отделений Русско-Азиатского Банка окончательно разрешил вопрос о выпуске Банком своих бон.
По согласовании вопроса о выпуске с Управлением КВЖД, в средине 1918 г. Русско-Азиатским Банком было заказано в Америке у известной фирмы по изготовлению банкнот «American Bank Note Company» бон на сумму 20 миллионов рублей.
Из них
Код:
 достоинст. в    100 рублей   на сумму   12.000.000 р.
      „ „            50 копеек    „         500.000 р.
      „           1, 3 и 10 руб.   „      7.500,000 р.

Техника выпуска была поручена Харбинскому Отделению Банка, куда заготовленные боны и поступили к концу 1918 г.
Помимо помещенных на бонах в 1, 3, 10 и 100 рублей подписей Председателя Правления Банка — А.И. Путилова и Управляющего КВЖД — ген. Хорват, боны, уже в самом Харбине штемпелевались, литографским способом, подписью Управляющего Харбинским Отделением Банка — И.К. Пименова, с каковой целью в помещении самого Банка были установлены две машины. Не грифовались этой подписью лишь боны в 50 копеек.
Боны достоинством в 100 рублей, помимо указанных трех подписей, снабжались еще собственноручной подписью, чернилами, одного из доверенных Р.-Азиатского Банка: г.г. С.О. Волкова, H.Н. Павлова, Б.М. Попова, М.Ф. Матеуса, С.А. Тюленева, В.В. Химикуса.
Этим лицам пришлось собственноручно подписать 120 тысяч экз. бон достоинством в 100 рублее. Работа потребовала
более двух месяцев времени.
Лишь между 15-20 декабря 1918 года первые боны были заприходованы в кассу Банка и были зачислены на особый счет.
Боны всех достоинств занумерованы особым для каждого купюра порядковым нумером.
Бонам Русско-Азиатского Банка, получившим широкое распространение и охотно принимавшимся рынком, было дано на рынке наименование «хорватовских».
Постановление КВЖД о выпуске Банком, по соглашению с дорогой, своих бон последовало в январе 1919 г.
Дорогой был опубликован нижеследующий Приказ № 7.
Января 13-го дня 1919 года.
По Китайской Восточной железной дороге о выпуске Русско-Азиатским Банком бон.
Недостаток мелких кредитных билетов в полосе отчуждения Китайской Восточной железной дороги, ставивший банки, Управление дороги, торговые предприятия и проч. учреждения, а также и все население в затруднительное положение при денежных расчетах, привел к необходимости Русско-Азиатский Банк, по соглашению с Управлением дороги, выпустить разменные боны — 50 к., 1 р., 3 р., 10 р. и 100 р, достоинства.
Означенные боны предназначены к обращению в пределах полосы отчуждения КВЖД наравне с государственными кредитными билетами образцов, выпущенных до 1917 г. включительно.
Прием платежей этими бонами, обмен и размен их на государственные кредитные билеты производится беспрепятственно в отделениях Русско-Азиатского Банка в Харбине, Маньчжурии, Хайларе и Куаньченцзы.
Об'являя об этом, предлагаю:
1) Принимать означенные боны в кассы дороги беспрепятственно и без ограничения суммы в уплату сборов дороги и проч. взносов.
2) Производить, по возможности, беспрепятственный размен бон при производстве платежей на государственные кредитные билеты и обратно.
Основания выпуска подробно изложены в рассылаемых при сем плакатах, каковые надлежит вывесить в местах при кассах, для осведомления публики.
Вр. Управляющий дорогою В Лачинов
Главный Бухгалтер Н. Астахов


Исполнены боны очень тщательно и качество их вполне гарантирует от подделки.
На лицевой стороне, помимо приведенных выше подписей, значится указание, о достоинстве бона и нумер и напечатано: «Русско-Азиатский Банк. Харбин. Настоящий бон принимается во кассах К. В. жел. дороги, равно как в отделениях Р.-Азиатского Банка в Харбине, Хайларе и Куаньченцзы, наравне с государственными кредитными билетами образцов, находящихся в обращении до 1917 года включительно. Подделка преследуется законом». На оборотной стороне цифрами и прописью указано достоинство бона и напечатано: "Русско-Азиатский Банк. Харбин" и изобрарен поезд с паровозом с дымящейся трубою.
На бонах в 50 копеек подписи Хорвата и Путилова напечатаны на оборотной стороне.
Спрос на боны был большой, выпускались они Банком крайне осторожно, небольшим партиями, а под конец — в течение второй половины 1919 года - Банк выпускал их лишь по особому — каждый раз — разре-шению лиц высшей администрации Банка.
Надлежит обратить внимание, что понимая, что выпуск бон может быть истолкован как нарушение устава Банка,— Банк и его руководители пожелали внешне, как бы, устранить признаки кредитной операции от своего мероприятия по выпуску бон.
Последние не были обеспечены в требуемой пропорции металлом и не являлись обязательными к приему, но вместе с тем на них отсутствовала и надпись — обязательство Банка производить размен их на какие-либо другие денежные знаки. Приведенная выше надпись на боне говорит лишь о том, что «настоящий бон принимается кассами отделений Банка и жел. дор. наравне с госдарственными кредніными билетами образца до 1917 года включительно".
Как видим, текст самих бон отнюдь не соответствует обещанию приказа №7 об "обмене и размене бон на государственные кредитные билеты". Банк оказался осторожнее железной жорги, хотя тот же приказ №7 тоже достаточно осторожно предлагал кассам дороги "производить, по возможности, беспепятственный размен бон".На практитке - обмен своих бон Банк производил только на зеленые - "керенские" ден. знаки и лишь разницу - рубли, не ум ещавшиеся в керенские кредитные ы 1000 или 250 руб., - выдавал мелкими романовскими.
Курс на «хорватовские» денежные знаки был установлвн рынком почти тождественный с «романовскими», что видно из нижеприводимой справки.
Таблица среднего курса иены в 1919 г.
Код:

                 на хорватовские   на романовские
в июле          8.00                        8.-
в августе       9.77                        9.48
в сентябре     10.00                      10.15
в октябре      10.95                      10.30
в ноябре       13.40                      12.00
в декабре      12.40                      10.23
ср. курс
иены за II
полугодие      10.75                      10.19




За 1920 г. средний курс 1 зол. рубля на "романовские" равен был 10 р., а на «хорватовские» — 11 рублям.
Возникавший еще в 1919 г. вопрос о дополнительном выпуске «хорватовских» отпал сам собою, после того как к концу года выяснился постепенный перевод жел. дороги своих расчетов на валюту. Начиная с 1920 г. "хорватовские" постепенно стягиваются жел. дорогой в свою кассу и вновь не выпускаются на рынок. Все это производится в естественном порядке, постепенно и без каких-либо особых объявлений дороги или Банка.
Одновременно дорога устанавливает обязательный курс на эти ден. знаки на золотой рубль и постепенно без шума и протестов отучает смотреть на них, как на действительное платежное средство.
К середине 1920 г. «хорватовскими» денежными знаками рынок перестает интересоваться.
Майский 1920 г. приказ №170 Управляющий КВЖД ограничивает прием в кассы дороги кредитных билетов, не делая исключения и для своих бон.
Впоследстви - на протяжении последних лет - курс хорватовских хотя и фиксировался еще некоторое время биржей, но являлся номинальным, так как сделок на них не происходило.
Наблюдалось иное явление - случайные обстоятельства: слух о том или ином событии, связанном с КВЖД, немедленно вызывал охотников поставить ставку на "хорватовки", так, например, в январе 1924 г. в связи с муссировавшимися слухами о возврате на дорогу ген. Хорвата, началась усиленная скупк "хорватовок" - в чаянии обмена их на валюту.
Позднее - в марте 19224 г. некие владельцы этих бон сделали попытку предъявить в китайском Окружноем Суде Особ. Района Вост. Провинции Китайск. Республ. иск к Русско Азиатскому Банку, требуя оплаты имеющихся у них «хорватовок» из расчета — 1 руб. зол. за 5 р. хорватовскими.
«Истцы в своем исковом прошении указывают, что они не могут признать за Русско-Азиатском Банком, как за частным кредитным установлением и при том для Китая - иностранном, права выпуска в обращение в Китае денежых знаков.
Боны Банка могут рассматриваться линь, как частные обязательства Банка, выпущенные в русских денежных знаках.
Истцы считают, что держатели бонов, выпущенных Русско-Азиатским Банком, имеют право требовать возврата им банком денежных знаков той же ценности, которую имели бумажные русские рубли в период выпуска в обращение бонов Банка".
Дело это и по сие время находится в судебном производстве и на удовлетворение иска расчитывать трудно, но сам факт иска поднял интерес к хорватовским и держатели не проявляли желания расставаться с ними.
Не распологая точными сведениями о количестве возврашщейных обратно бон Русско-Азиатского Банка, можно все же полагать, что "эмиссия" эта дала Банку возможность содержать в течение полуторых лет весь свой аппарат и, кроме того, помогла ему сохранить свою валютную наличность, сохранить которую при иных обстоятельствах ему вряд-ли удалось бы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ АРТЕФАКТЫ -> БОНИСТИКА Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS