Давненько хотел поинтересоваться мнением коллег, и вот недавно наткнулся на такое фото:
Как видно, на некоторых ФЭСО на сигнальной стороне вместо прозрачного стекла установлено красное. Да и если меня не подводит зрение, у них отсутствует ручка для смены светофильтров (т.е. вероятно сама рамка с ними отсутствует). Что это? Просто массовая переделка? Кстати не раз натыкался на эти фонари у которых на осветительной стороне стоит красное стекло. Один такой образец, к сожалению, не успел заполучить, а мог бы. Каково будет ваше мнение?
Последний раз редактировалось: Джексон (Вт Мар 18, 2014 10:33 pm), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Вт Янв 07, 2014 10:33 am Заголовок сообщения:
Джексон писал(а):
...у них отсутствует ручка для смены светофильтров (т.е. вероятно сама рамка с ними отсутствует). Что это? Просто массовая переделка?
Если это фото из кладовой КОПа, то ответ просто очевиден - это упрощенный фонарь проводника. Вы же, Евгений, не будете оспаривать факт того, что кроме белого и красного сигналов проводникам других цветов не требуется.
Добавлено: Вт Янв 07, 2014 11:05 am Заголовок сообщения:
Лёлик писал(а):
это упрощенный фонарь проводника. Вы же, Евгений, не будете оспаривать факт того, что кроме белого и красного сигналов проводникам других цветов не требуется.
Нет, конечно, спорить не буду, это действительно так. Меня больше интересует, зачем собственно эта замена? Это ж надо фонарь разобрать, убрать сигнальную рамку, вырезать красную линзу (что, как мне кажется довольно проблематично) и все это дело собрать. Да и вряд ли это КОП, в этом бы случае были номера на фонарях, которые как видно отсутствуют, а сами фонари явно использовавшиеся. В общем, если это переделка, то вопрос ЗАЧЕМ меня не покидает.
Добавлено: Вт Янв 07, 2014 11:19 am Заголовок сообщения:
Джексон писал(а):
...если это переделка, то вопрос ЗАЧЕМ меня не покидает.
А по-моему все очевидно - грамотное руководство пытается обезопасить своих безграмотных работников (ну и себя конечно же). Вы, Евгений, не видели как проводники "набранные по объявлению" и плохо знакомые с требованием ИСИ и Инструкции проводнику дублируют снятие красного сигнала? Всеми цветами (за исключением, разумеется, уже красного ) в оба конца поезда. Только ленивый ревизор не распек бы за такое всю бригаду, инструкторов, резерв и всё начальство ДОПа. А оно им надо? Вот и снимают с фонарей от греха подальше все лишнее. Затраты на съем лишних элементов ничтожны перед возможными последствиями за не выполнение требований и грубые нарушения ИСИ.
Если я в чем-то ошибаюсь, то в этой связи было бы интересно узнать мнение нашего коллеги Михаила (gorzd) как проводника со стажем.
Если это фото из кладовой КОПа, то ответ просто очевиден - это упрощенный фонарь проводника.
А может быть это склад ПЧ и фонари для дежурных по переезду?
Джексон писал(а):
Да и вряд ли это КОП, в этом бы случае были номера на фонарях, которые как видно отсутствуют, а сами фонари явно использовавшиеся.
Странный вывод... Если на фонаре нет какого-либо номера, то он не может использоваться по назначению? Далеко не во всех депо ставят инвентарные номера на имущество, я бы даже сказал редко, где заморачиваются на рисование номеров, чаще рисуют предприятие, которому принадлежит фонарь: ВЧ, ЛВЧД и т.д.
Лёлик писал(а):
А по-моему все очевидно - грамотное руководство пытается обезопасить своих безграмотных работников (ну и себя конечно же).
Лёша, не идеализируй Что купили - то купили и грамотность тут особой роли не играет ))
Лёлик писал(а):
Только ленивый ревизор не распек бы за такое всю бригаду, инструкторов, резерв и всё начальство ДОПа.
Рядовые ревизоры всегда в первую очередь следили за финансовой составляющей работы проводника, санитарным состоянием вагонов и выполнением требований ТБ, на все остальное внимание почти не обращалось. Ну могут сделать запись в рейсовом журнале...
Джексон писал(а):
И кстати за отсутствие линз (даже не использующихся) на фонаре можно привлечь, как говорится.
Есть примеры привлечения проводников к ответственности за неисправный фонарь? Насколько я знаю, ответственность за сигнальные фонари, их исправность, комплектность и зарядку, несут только проводники хвостовых вагонов, как и за сумку главного кондуктора и ее содержимое.
Про заводской упрощенный вариант... кстати, если это не ДОПовские заморочки (которые, как выясняется, никому не нужны), то я вполне соглашусь с версией, что это действительно заводская "облегченная" версия ФЭСО для проводников.
Последний раз редактировалось: Лёлик (Чт Янв 09, 2014 4:48 pm), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Янв 08, 2014 1:50 am Заголовок сообщения:
Джексон писал(а):
Но вот мне все же интересно, не могли ли быть эти изменения заводскими?
Придерживаюсь мнения, что такие изменения все же заводские. Неоднократно попадались такие фонари на фото в сети, да и у самого есть подобный (я показывал его в теме выше). Такие ФЭСО - схожи по конструкции с более привычными по компановке, но у них отсутствует язычек переключения светофильтров, рамка с рефлектором и лампой, а так же, собственно, рамка со сменными светофильтрами. Тем не менее, проштамповка под крепоение всего этого хозяйства на фонаре имеется. Сам такой фонарь дополнительно комплектуется и накладным красным светофилтьтром на большую сигнально-осветительную сторону.
По моим личным впечатлением от такого фонаря - это явно заводская компановка а не разоборудование фонаря. Светофильтры вырезаны аккуратно, канавка для хождения язычка переключения светофитльтров без следов царапин (что указывало бы на то, что светофильтры там когда то были)... Ах да, на всех фото, с такими фонарями, - фонари Гомельского завода. Два таких фонаря, когторые я подержал в руках, так же ГЭТЗ. Волгоградских таких почему то ни разу не видел... _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Вот теперь у меня в коллекции есть ФЭСО для осмотрщиков вагонов:
Хотел бы поинтересоваться, какой аккумулятор в нем должен стоять (ибо родного нет). Не ФЖН случаем?
Вообще данный фонарь меня приятно удивил. Вроде ничего особенного, хоть и довольно не частый экземпляр. Но если бы не одно НО:
Вот уж действительно приятная неожиданность!
Поздравляю с интересным экспонатом! Фонарь довольно нечастый, тем радостнее, что еще один спасен!
Аккумулятор у него - как и на двухсигнальном ФЭСО из книги Белова - сдвоенный ФЖН.
Насчет завода производителя, да коллеги, НСЗ ФЭСО не частая вещь, но встречается все же примерно с такой же регулярностью, что и подобные фонари ЛОЭТЗ.
Например, у меня в коллекции тоже такой есть, и тоже 63 года. Я писал о нем подробно в теме выше:
Vilexon писал(а):
Некоторе время назад, когда я показывал фото своих ФЭСО из коллекции, возник вопрос идентификации завода производитея одного из моих ФЭСО:
Vilexon писал(а):
Следующий фонарь - практически точная копия предыдущего, однако линзы нет, стекло плоское, и его крепление к корпусу уже традиционное для подобных фонарей - без дополнительного резинового бандажа. Штамп на дне - НМЗ, (идентифицировать завод не удалось, если кто знает, как расшифровать НМЗ, подскажите пожалуйста!) год выпуска - 1963
...История ОАО «Новосергиевский механический завод» началась с Сигнального завода, эвакуированного из г. Гомеля БССР в период Великой Отечественной войны. С 1941 г. по 1963 г. он относился к Железнодорожному ведомству, а с 1963 г. завод был преобразован в механический и передан в Министерство сельского хозяйства. С 1993 г. завод акционирован...
Годы выпуска фонаря сходятся, НМЗ - расшифровывается как Новосергиевский Механический Завод. Похоже, это были последние железнодорожные фонари, выпущенные этим заводом. Вот уж неожидал, что НСЗ выпускал ФЭСО!
Сейчас завод производит отопительные котлы, и больше выпуском продукции для железных дорог не занимается.
Видимо, штампы НСЗ и НМЗ, ставились в один год на продукции завода из-за переименования в 63 году завода из сигнального в механический.
Фонари НСЗ-НМЗ интересны еще и тем, что практически в этот же год завод прекратил выпуск ж.д. фонарей.
_________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Например, у меня в коллекции тоже такой есть, и тоже 63 года. Я писал о нем подробно в теме выше
Алексей, Вы также писали о подобном фонаре осмотрщика с линзой вместо стекла. Я так понимаю она родная, заводской установки? Не могла ли быть такая же установлена и на таких фонарях? Каково будет Ваше мнение?
Тот что с линзой - завода ЛОЭТЗ - Лосиноостровского электротехнического завода. По моим впечатлениям, та линза - родная, так как в отличие от аналогичного ФЭСО, конструкция линзодержателя, удерживающего ее на рабочем месте, заметно отличается от стеклодержателя НСЗ/НМЗ. Правда сразу оговорюсь, мне пока не попадалось фото еще одного ФЭСО ЛОЭТЗ, чтобы точно говорить о том, что эта деталь серийная. Все-таки,ни на одном другом ФЭСО линза не применялась... Что касается ФЭСО НМЗ/НСЗ, то у них - типовой стеклодержатель, схожий по конструкции с другими более современными ФЭСО, а также Волгоградским ФЭСО для осмотрщиков вагонов (о нем я тоже немного писал в теме выше). Думаю, что линзы на НСЗ/НМЗ ФЭСО для осмотрщиков вагонов не устанавливались. _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Просто идея с линзой весьма интересна. Вы не восстановили этот фонарь до рабочего состояния? Было бы интересно узнать, как он светит. Думаю, линза там не зря стоит и луч света должен быть более четкий чем у обычных ФЭСО - собственно то, что и нужно осмотрщику.
Вы не восстановили этот фонарь до рабочего состояния?
Не восстанавливал. он изначально попал в мою коллекцию в рабочем состоянии. Сейчас правда, аккумуляторы подсели, так как я давно дома не был, но ничего, работает. Это один из немногих моих ФЭСО аккумуляторы которого "размочены" - дело в том, что я нерегулярно бываю дома, обслуживать с десяток ФЭСО проблематично. В основном мои фонари сухозаряженные...
По личным впечатлениям - особой разницы в свете от фонаря с линзой, от обычного ФЭСО для осмотрщиков вагонов нет, как ни странно. Думается это прежде всего связано с тем, что раньше качество миниатюрных лампочек было весьма низкое (что находит подтверждение скажем, в той же книге Белова). Свет по силе сравним с обычным ФЭСО 90х годов. Сама линза - плоско-выпуклая, довольно массивная. Применительно к фонарю ЛОЭТЗ это довольно удобно - линза на одном конце фонаря компенсирует своим весом аккумуляторы на противоположной стороне корпуса. Хотя, конечно не думаю, что линзу на нем ставили для подобной "балансировки". _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
По личным впечатлениям - особой разницы в свете от фонаря с линзой, от обычного ФЭСО для осмотрщиков вагонов нет, как ни странно.
Ясно. Значит скорее всего она была просто установлена взамен стекла. Хотя то, что она подошла по размерам, наводит на мысль о заводской установке. Кстати, окраска Вашего НМЗ оригинальная? Мой , вероятно тоже был так окрашен, правда я вот думаю восстановить его в черном цвете.
Окраска моего НМЗ - серо-голубая, родная. Вашего НСЗ, насколько я могу судить - изначально была серой, (судя по днищу фонаря), а уж черный и красный, кажется, художества бывших владельцев. Это подтверждает и окрашенная красным деревянная часть ручки переноски. Эти детали на ФЭСО никогда не окрашивались...
По поводу ЛОЭТЗ - тут неоднозначно. С одной стороны, действительно, применение на таком фонаре линзы - довольно нехарактерное для ФЭСО конструктивное решение. Но вместе с тем, помимо самой линзы, на фонаре стоит металлический линзодержатель оригинальной формы, специально подогнанный под линзу, а между ним и линзой дополнительно проложен еще и резиновый уплотнительный шнур. На сто процентов не буду конечно утверждать, но все же, эти части фонаря не кажуться новодельными или приделанными к фонарю от "балды" "Кулибинами". Тем не менее, все же ищу по сети фото еще одного такого ЛОЭТЗ, дабы подтвердить что это заводское исполнение окончательно.
Джексон писал(а):
Мой , вероятно тоже был так окрашен, правда я вот думаю восстановить его в черном цвете.
Как окрашивать Ваш ФЭСО, конечно только Ваше дело, но все-таки, если придерживаетесь при реставрации принципа реставрации изначального внешнего вида фонаря, думаю, лучше и правильнее его будет восстановить в оригинальном цвете. Тем более, что на днище (думаю, внутри корпуса тоже) сохранилась оригинальная окраска. Восстановить оттенок не составит никакого труда.
По поводу черного окраса таких фонарей - такого цвета корпуса у них не встречал. Видел вот такой НСЗ/НМЗ:
Кстати, штамп на этом фонаре 68 года - пока это самый поздний известный мне НСЗ/НМЗ.
_________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Последний раз редактировалось: Vilexon (Пн Мар 17, 2014 1:19 pm), всего редактировалось 1 раз
насколько я могу судить - изначально была серой, (судя по днищу фонаря), а уж черный и красный, кажется, художества бывших владельцев.
Я думаю что черный цвет будет вполне приемлем. А про ручку Вы правы - ее, как и стеклодержатель придется очистить, ибо они не окрашиваются. Жаль вот только что оригинального аккумулятора мне не найти, придется "подгонять" обычные НК-13.
Как знать. Довольно часто у самых безнадежных экспонатов вдруг неожиданно появляются оригинальные доноры... Примеров на форуме множество. У меня тоже с десяток фонарей лежат в различной степени готовности, которые я еще на форуме не показывал. Оригинальные запчасти, порой находятся неожиданно и в избытке! Удачи Вам в востановлении! _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Ну почему же сразу скрывать !
Понемногу обязательно все показываю по мере готовности, а если фонарь интересный, очень часто показываю его и до реставрации! Реставрацию тоже стараюсь пошагово фотографировать и выкладывать отчеты на форум!
Вот, например, мое недавнее приобретенеие, ФЭСО ГЭТЗ 1994 года выпуска.
Фонарь, в общем то, распространенный, и, наверное, у всех коллекционеров, собирающих железнодорожные фонари присутствует. Однако ко мне в коллекцию он долгое время непопадал. Фонарь выпускался сравнительно недавно такчто имел смысл искать новый, еще не работавший фонарь, по приемлемой цене. Чем собственно я и занимался. Специально фонарь, конечно не искал, но вот перед новым годом, появился этот фонарь на молотке, за 480 рублей. Хорошая цена за новый фонарь, так что я его купил.
Как и у большинства гомельских ФЭСО поздних выпуска, у этого имеется проштамповка на корпусе, у выключателей "О" и "В" - благодаря чему можно легко оределить, находится тумблер включенным, или нет.
Сами тублеры - пластиковые, с фосфорными точками на конце:
Существует так же вариант такого фонаря, с металлическими выключателями без фосфорных точек.
На фонаре - черная пластиковая ручка "треугольного" сечения, характерная для всех поздних фонарей ГЭТЗ. Она на мой взгляд, намного удобнее и эргономичнее чем плоские пластиковые ручки волгоградских ФЭСО.
На малой сигнальной стороне фонаря все стандартно:
Как и на большинстве поздних фонарей ГЭТЗ, держатель стекла не металлический, а пластиковый. -это первый ФЭСО с пластиковым стеклодержателем из моей коллекции, искал фонарь отчасти из-за него. (правда, справедливости ради скажу, - у меня уже есть такой же фонарь, но в крайне убитом состоянии, его реставрация на мой взгляд нецелесообразна, поэтому я потихоньку растаскиваю фонарь на запчасти).
Рамка для светофильтров - пластиковая.
На фонаре сохранился и большой красный накладной светофильтр. До меня периодически доходят обрывочные слухи, что поздние ФЭСО иногда комплектовались не плоским светофильтром, а плосковыпуклым. Но такого я никогда не встречал, на фото не видел, какого завода такое чудо - незнаю. Собственно, так доподлинно мне неизвестно, было ли такое или нет на самом деле.
Никаких штампов на светофильтре я не обнаружил, хотя изредка на накладных светофильтра они присутствуют.
Внутри фонаря все тоже стандартно и ожидаемо.
Как правило, монтаж электросхемы поздних фонарей ГЭТЗ, выполняются либо проводами, либо металлическими шинами. У меня последний вариант. По состоянию аккумуляторов и по внешнему виду, фонарь новый, сухозаряженный, никогда не бывший в работе.
Конструкция днища фонаря также, как и большинство днищ фонарей ГЭТЗ поздних выпусков имеет свои особенности - сливные дырочки по углам корпуса, на случай, если в аккумуляторе разольется электролит. Такой "слив" присутствует на всех поздних ФЭСО ГЭТЗ.
Штамп на фонаре - поздняя эмблемка Гомельского завода и год выпуска - 1994. Почему то, на этом фонаре, штамп неглубокий, так что нормально его сфотографировать своей мыльницей у меня не получилось.
Чтоже, в моей коллекции ФЭСО очередное, немного запоздавшее пополнение, чему я очень рад! _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Последний раз редактировалось: Vilexon (Пн Мар 17, 2014 1:14 pm), всего редактировалось 1 раз
Нашел тут интересность на просторах интернета.
Я всегда считал, что аккумуляторные электрические сигнальные фонари на железных дорогах выпускались и применялись примерно с начала 50х годов, что косвенно подтверждает чертеж электрического сигнального фонаря в книге Белова. Однако, нашел тут фото такого ФЭСО в интернете:
выходит, такие фонари выпускались и применяись несколько раньше 50х. Сюрприз! _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Последний раз редактировалось: Vilexon (Пн Мар 17, 2014 1:03 pm), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 13, 2014 8:39 am Заголовок сообщения:
Вот бы еще на днище было бы взглянуть. Интересно, что за завод. Во всяком случае, не припомню ни на одном ж.д. фонаре штампа НКПС...
Фото к сожалению, только это. Утащил с одного Украинского аукциона, столетней давности... _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Первая буква, как мне видится - А, если так, то АЭТЗ (Армавирский электротехнический завод). Есть одно НО, если обратиться к информации на оф. сайте завода - именоваться так он стал с 1951 года. Неувязочка с аббревиатурой НКПС получается.
Может быть все таки Л? Лысковский электротехнический завод (г.Лысково Нижегород. обл.). Основан 5 октября 1941г. Судя по всему тоже не на пустом месте, а из эвакуированных мощностей.
Мне тоже первая мысль насчет АЭТЗ пришла. Но смущает в первую очередь именование ЭТЗ. Сейчас хочу покопаться по сайтам ЭЛТЕЗЫ, может где в истории заводов написано с какого времени они стали электротехническими. Почему то мне кажется что при НКПС они так не назывались. Фонарь, конечно, хорош, но вот штамп кажется каким то не естественным, словно это реплика фонаря, а штампы - для "пущей" антуражности.
Штамп на противоположной стороне фонаря, увы, без обозначения года выпуска.
Ого! Спасибо за фото. А у меня в коллекции только фото этого фонаря со стороны штампа НКПС. Спасибо за фото.
Мне тоже видиться буква Л.
случайно уж не Лосиноостровский электротехнический завод? Правда честно сказать, никогда не видел у ЛОЭТЗ штампа такого вида. Может быть ранний вариант? _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Может быть все таки Л? Лысковский электротехнический завод (г.Лысково Нижегород. обл.).
Вполне возможно. Располагая лишь фотографией невысокого качества, сложно делать выводы. Почему Армавир? - вспомнился, существовавший некогда Завод железнодорожного машиностроения (с 1933г.), выпускавший, в начальный период сигнальные фонари, рожки и т.п. В последствии неоднократно переименованный - мех. Весовой з-д, «Государственный Союзный Армавирский электротехнический завод» - Министерства электротехнической промышленности СССР».
Последний раз редактировалось: попутчик (Пт Фев 14, 2014 4:31 pm), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Мар 17, 2014 6:59 pm Заголовок сообщения:
Жаль... Фонарь интересный, я такой раньше никогда не видел.
Сегодня нашел фото необычного ФЭСО:
Раньше на поздних Гомельских ФЭСО такой надписи "Сделано в СССР" не встречал... _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Мар 27, 2014 3:03 am Заголовок сообщения:
Vilexon писал(а):
До меня периодически доходят обрывочные слухи, что поздние ФЭСО иногда комплектовались не плоским светофильтром, а плосковыпуклым.
Наконец то нашел фотоподтверждение!
жаль, что фото самого светофильтра не подробное.
Судя по всему, такими накладными светофильтрами укомплектовывались поздние Гомельские ФЭСО. Знать бы поподробнее в каких годах... _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Добавлено: Вс Мар 30, 2014 12:35 pm Заголовок сообщения:
У меня на станции был ФЭСО 1999г (как-то я об этом уже писал). А в ящике валялись именно такие линзы. Даже в ум не приходило, что это от ФЭСО. При случае нужно будет их прибрать.
До меня периодически доходят обрывочные слухи, что поздние ФЭСО иногда комплектовались не плоским светофильтром, а плосковыпуклым.
Вот интересный момент. Качество фонарей последних выпусков значительно ухудшилось (особенно это касается светофильтров), у большинства фонарей, что я встречал большое красное стекло вообще представляло собой ничто иное как обычное стекло с наклееной красной пленкой. А тут вдруг и плосковыпуклая линза! Странно, Вам не кажется? Хотя, возможно, все зависело от заводов изготовителей.
Как я ранее и предполагал козырек заводского производства. Подтверждением моих слов сегодня явилась целая вязанка таких в одном из станционных пакгаузов. Более того, козырьки меньшего размера есть и на противоположную сторону фонаря. Фотографии будут чуть позже.
Здорово! Значит, все таки не самоделки, а заводские такие козырьки.
Лёлик писал(а):
целая вязанка таких в одном из станционных пакгаузов.
В смысле вязанка? Фонарей, или самих козырьков?
А вообще находка здоровская. Интересно, когда проливается свет на историю реальной эксплуатации сигнальных приборов. Поздравляю с пополнением коллекции!!! _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Со светомаскирующими козырьками теперь все понятно. А кто-нибудь из коллег слышал о светомаскирующих заслонках на светофильтры ФЭСО (как это было у керосиновых фонарей)?
Зарегистрирован: 22.03.2011 Сообщения: 1155 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Апр 17, 2014 12:40 am Заголовок сообщения:
Ох, неужто и на ФЭСО такие заслонки были? Куда их ставить то, даже не представляю. Расскажи, давай, не томи уж!!!
Правда, ведь, несмотря на козырьки, которые имеются на большинстве сигнальных аккумуляторных фонарях, (да и керосиновых, снабженных линзовой оптикой, чего уж там!) такие заслонки ведь есть. Почему бы не быть им на ФЭСО? Но я пока абсолютно не представляю себе, как такое может быть реализовано на практике. _________________ Прожекторный светофор - лучший сигнал для железных дорог!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах