Приветствую коллеги! Хотел поделиться приобретением. Видел пока только в музеях. И вдруг на местном рынке бросилось в глаза, и не поверил. Посмотрел, поспрашивал, до конца не был уверен. И только придя с покупкой домой и почитав в интернете, сравнив с музейными экспонатами, понял -он самый. Сундук машиниста. Конечно требует реставрации, но сам по себе крепкий. Окрашен правильно, зеленый цвет. По бокам имеется вентиляция, и внутри карман для документов. Что характерно для жд тех лет - защелка (створка кармана) по исполнению такая же как и на свечных, керосиновых фонарях. Сам сундук полностью из жести, просматриваются клепки. Относительно легкий. Удивительно, но и такие вещи еще попадаются. Продавец не был в курсе откуда и соответственно к сожалению историю шарманки не знаю.
Николай
Поздравляю, отличное приобретение! Очень интересный артефакт. Удивительно, что раньше о сундуке машиниста не упоминали на форуме. Такие вещи в сети еще попадаются, а в живую, на рынке - эт везение.
Да, и тему вроде надо в раздел "Служба тяги ..."
Вот такой еще
Добавлено: Вс Май 01, 2016 6:42 am Заголовок сообщения:
Спасибо за поздравление! Деревянный очень интересно смотрится. Наверное еще более старенький. Сделан как и все вещи тех времен со вкусом. Мой видно делался более урбанистически. Хотя крышку немного обыграли, не просто полукруг. Очень интересно было бы поподробнее фото латунной таблички, что на нем написано, ФИО машиниста, или кем изготовлен?. И что характерно по бокам такая же вентиляция. Ящик деревянный, и не должен вроде "потеть". Что там такого носили, что бы вентиляция стала необходимым условием для такого предмета? Еда или какие то жидкости?
В этот раздел я отнес по причине- посмотрел схожие предметы в темах, здесь находилась сумка главного кондуктора, подумалось вроде как к вещам движенцев. Если ошибся давайте перенесу в Службу Тяги.
Добавлено: Вс Май 01, 2016 12:35 pm Заголовок сообщения:
Сундук - машиниста, машинист - паровоз, паровоз - тяга. Зна - туда.
Если машинист из грузового движения - ящик черного цвета, пассажирский - зеленого.
Из сети :
"Если человек заказывал у жестянщика сундучок – всё, жизнь его состоялась, он стал машинистом или помощником машиниста. Машиниста во все времена определяли не по фуражке, не по шинели или служебной шапке, не по погонам и кокарде с изображением паровозика, а по «шарманке». Идет по улице машинист или помощник машиниста с жестяным крашеным сундучком – все видят: машинист! Иные даже шапки приподнимали в знак уважения и приветствия.
Некоторые украшали «шарманку» витиеватыми вензелями – первыми буквами своей фамилии и имени. В годы Великой Отечественной войны было модно украшать «шарманку» пятиконечной звездой. В рейс машинист или помощник кладёт в сундучок что поесть, мелкий инструмент, в особый карманчик – документы и инструкции. Если едет к женщине – в «шарманку» припрячет и подарок (традиционными подарками были платки и конфеты). В особых отделах «шарманки» отцы семейств сохраняли «гостинцы от зайчика» для своих малых деток, которые с нетерпением ждали того момента, когда отец, вернувшись из поездки, откроет свой волшебный сундучок.
В общем, что нужно взять с собой, то и окажется в «шарманке».
Идут люди с такими «шарманками», все видят – бригада приехала, или наоборот, уезжает. В оборотном депо бригаде выдавали мясо, пшено, картошку, соль, перец, рис, морковь. Обед в «доме отдыха» готовил, как правило, кочегар. Стояла в этих домах в особой комнате большая печь, и на ней можно было сварить суп (никаких столовых до конца 1950-х годов почти нигде не было). Бригада приходила сюда со своими «шарманками», ценное содержание которых вынималось на общий стол.
Почему сундучки делали из жести? Чтобы на паровозе не повредить дорожный скарб, не пожечь, не помять. «Шарманка» в течение своего существования видоизменялась от железного сундучка до небольшого кожаного «дипломата» в советские времена. Ну а сегодня «шарманкой» можно назвать сумку машиниста, с которой он отправляется в поездку. "
Добавлено: Пн Май 02, 2016 8:23 am Заголовок сообщения:
Очень интересно было увидеть табличку. Спасибо за фото и рассказ. На даже как серьезно подходили к делу. И года совсем ранние. Может быть и не всему стоит верить в интернете но так душевно.
Добавлено: Пн Май 02, 2016 10:24 am Заголовок сообщения:
Лёлик писал(а):
Не стоит принимать на веру всё что пишут в сети.
Попрошу тогда очерк удалить.
Регламента, приказа, инструкции и т.д., к сожалению, по ящиках машиниста не нашел. Наш форум жд артефактный и, думаю, ящики артефактней далее некуда. Не все предметы можно классифицировать под уставы, а некоторые периоды развития жд по нормативной базе вообще отсутствуют.
И тему все-таки в "Тягу ..." надо.
Добавлено: Пн Май 02, 2016 8:41 pm Заголовок сообщения:
чух-чух писал(а):
Попрошу тогда очерк удалить.
Регламента, приказа, инструкции и т.д., к сожалению, по ящиках машиниста не нашел. Не все предметы можно классифицировать под уставы
В том то и дело, что шарманки были абсолютно разные. А вот статья, насколько я понял, раскладывает всё четко и безапелляционно по полочкам. Есть шарманка - жизнь состоялась. Черные - товарные, зеленые - пассажирские... Чушь какая-то. Такие вещи могут писать только дилетанты. Автор статьи наверное не догадывается, что машинисты могли водить разные поезда. Что тогда? Иметь несколько разноцветных шарманок?
Относительно материала изготовления от куда такое категоричное заявление, что сундучок должен быть металлическим? Лично я видел шарманок 5 с гарантированной подлинностью и известной принадлежностью. И ни одной из них металлической - все деревянные.
Добавлено: Вт Май 03, 2016 4:48 pm Заголовок сообщения:
В статье нет и намека на установление канонов, это более рассказ о машинистах, некоторых деталях их непоездной работы.
Машинисты могли водить разные поезда, но существовало такое дело как закрепление л/б друг с другом и видом тяги. Закрепление это пересматривалось раз в год перед введением нового графика и разбивка бригад , беготня туда-сюда не приветствовалась. Пас.движ. было более престижно, каждый машинист стремился туда попасть и понятно желание машиниста чем-то отличатся. Также будка машиниста пас.паровоза окрашивалась в зелёный, реже в синий цвет.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах